Археология, антропология и этнография Евразии и поиск Шамбалы
Содержание
Археология, антропология и этнография Евразии все сильнее стали интересовать ученых, делающих активные шаги в этих областях, когда человек оказался в центре внимания научной парадигмы. В начале ХХ века поиски древних цивилизаций, находки, сделанные в их процессе, повлияли на дальнейшее развитие литературы, философии, изобразительного искусства.
Поиски Шамбалы Николаем Рерихом
Николай Рерих со своим сыном и женой в двадцатых годах вплотную занялись исследованиями вопроса, касающегося Шамбалы. С этой целью они побывали в Китае, Тибете, Монголии. Естественно, что в ходе поисков Рерих изучал языки, растительный мир, писал свои полотна. У него были старинные письмена, которые можно считать своеобразным «путеводителем по Шамбале», но он все равно спрашивал у всех и каждого, где находится Шамбала. И местные жители, конечно же, рассказывали ему множество историй.
Будучи представителем американской организации буддистов в Тибете, он стал ожидать встречи с далай-ламой. Для этого он заказал орден «Будды Всепобеждающего». Он собирался наградить первосвященника. Но встреча так и не состоялась. Осенью 1927 года его экспедиция была задержана тибетскими властями. Несколько месяцев они терпели морозы и снегопады. Вырвавшись в места более цивилизованные, он сразу написал свое мнение о ламе Буддистскому центру в Нью-Йорке. Он считал, что далай-лама поступает неправильно, и им нужно от него отречься.
Легенда о Шамбале
Хотя Рерих не обнаружил Шамбалу или что-нибудь похожее, он написал книгу, в которой она была описана как святой город. Взяв за основу многочисленные истории всех встречных, так щедро ими поделившихся, он описал ее сходство с Туле, страной, расположившейся на Северном полюсе. В его труде раскрывается связь Шамбалы с царством Агарти. Это подземное царство, к которому идет тоннель под Гималаями. Рериху совсем не показалось странным, что Туле никто не видел, да и по тоннелю никто не хаживал.
Российская экспедиция в Азию
Археология, антропология и этнография Евразии интересовала не только американских ученых. Но Россия не могла себе в то время позволить экспедицию с десятками верблюдов. В результате, в путь снарядился чекист Яков Блюмкин, которого по праву можно считать полиглотом и авантюристом одновременно. О проекте было известно только верхушке ВЧК. Идеологом этой затеи был Барченко, который с фанатизмом отстаивал идею Шамбалы, даже делал шаги, чтобы заинтересовать ею Политбюро. По его мнению, в Азии революцию устроить невозможно, поскольку там нет пролетариата. Поэтому ему приходила в голову идея сделать ставку на монахов. Эта идея перестала существовать, как и многие, участвующие в ее продвижении.
Чтобы добыть разведданные, Блюмкину приходилось прикидываться дервышем, бродячим буддистом. Так он добрался до Тибета, встретил экспедицию Рериха и присоединился к ней. Блюмкин произвел на него сильное впечатление. Именно тогда художником было написано полотно «Весть Шамбалы», на которой он изобразил «ламу Якова».