Хазария - это
многоэтничное государство [Криганов,
1999, с. 68], состоявшее в основном из
тюркоязычных, перешедших
к оседлости кочевников, ранее входивших в
Гуннский союз. Хазары
создали его в середине VII
и существовало оно
до конца Х в. [Новосельцев,1990,
с.85-99, 215-248]. Хазария
постоянно преодолевала различные
внутренние противоречия между народами и
племенами, входящими в её состав. Это
требовало постоянной готовности войск к
битвам. Частые военные столкновения с
соседними державами - Византийской
империей, Арабским халифатом,
Сасанидским Ираном, Киевской Русью -
держали Хазарию в
постоянном военном напряжении
[Магомедов, 1983, с. 21; Новосельцев, 1990].
Находясь в степной полосе и ближних
регионах Волго-Днепровского
междуречья (рис. 1), Хазарский каганат из-за
участия в военных,
баталиях часто менял свою территорию,
никогда не имея постоянных границ
[Новосельцев, 1990, с.
100-112; Плетнева, 1981, рис. 39; 1986, с. 10, 47]. Его
экономика основывалась
не только на внутренних
промыслах (сельское хозяйство, ремесло), но
и на внешних: на торговых отношениях с
ближними и дальними
державами [Магомедов,
1383, с. 186-188;
Новосельцев,1990,с.114-117;
Плетнева, 1986, с.
56-58, 70], на сборе дани с соседних
племен, или народов [Плетнева,1986,
с.56-58, 6-7, 9] и т.д.
Известно, что по
политическим соображениям -
желанием противопоставить свое
государство христианской Византии и
мусульманскому халифату [Магомедов, 1983, с.
174; Плетнева,1986, с.
65] - по приказу кагана Булана в
730 г. население всей Хазарии
должно было принять и в
дальнейшем использовать
только иудейскую религию [Плетнёва,1986,с.
7-8]. Это вызвало частые
протесты, переходящие в столкновения
между конфессиями, т.
к. часть населения оставалась верной
язычеству, часть приняла
христианство или ислам [Криганов,1999,с.
68; Магомедов,1983,с.155-174;
Новосельцев,1990,с.144-171;
Плетнева.1986, с. 11,
60-61].

Рис. 1. Хазарский каганат в Волго-Днепровском
междуречье.
Судя до различным, в основном по арабским
и персидским, письменным источникам
IX - XII вв., Хазария имела более 30
городов, расположенных главным образов
на юге каганата [Плетнева,1986,
с.9-10, 29, 86-90]. Место
нахождения некоторых из них до сих пор
неизвестно [Новосельцев, 1990,
с.
130; Плетнева, 1986, с. 50,51],
и до сей день
никто не нашел
остатки второй столицы Хазарии
- Итиля [Плетнёва,
1981, рис. 39; Новосельцев, 1990,
с. 51]. А наибольшее
количество археологических памятников
Хазарин VIII - IХ вв.
находится не в центральной частя
рассматриваемого предгосударственного
объединения, а возле его северо-западной
окраины [Михеев,1985, рис. 1;
Плетнева,1981, рис. 38;
39] .
Итак, большое раннегосударственное
объединение состояло из нескольких
разноэтничных племен, уже
давно осевших (ираноязычные аланы) или
только начавших оседать (тюркоязычные
хазары и протоболгары) кочевников.
Находясь в очень удобном
и важном регионе (рис. 1),
Хазарский каганат весь
период своего
существования имел большое значение
на юге Восточной и Центральной Европы
[Новосельцев, 1990, с. 3-4]. Важнейшие его
археологические и научные исследования
ведутся уже давно [Комар, Сухобоков,
2000, с. 2-3; Новосельцев,
1990, с. 45-66; Плетнева,
1986, с. 3], но некоторые
большие или малые проблемы еще не полностью
решены. Одна из них - это
нахождение археологических
пунктов всех упомянутых
в различных письменных
источниках хазарских
городов и выяснить, почему они были
построены именно здесь
и почему так широко разрастались.
На сегодняшний день самыми крупными
археологическими памятниками Хазарии
являются находящиеся на её северо-западной
окраине [Плетнева, 1981,
рис. 39, 16, 30] и совсем
близко друг к другу
[Березовець, 1975, рис.
102] Верхнесалтовский и Нетайловский.
Первый был обнаружен в 1900 г., благодаря
учителю В.А. Бабенко,
жившему и работавшему в селе Верхний Салтов.
Отсюда и появилось название "салтовская"
(с середины ХХ в. - чаще "салтово-маяцкая")
культура VIII-Х вв.
северной части Хазарского каганата [Плетнева,
1981, рис. 39]. И сразу же
начались археологические раскопки и
научные исследования данного памятника.
Начало положил В.А. Бабенко, а затем
подключились и другие археологи и
историки. Небольшие исследования
осуществляются и в настоящее
время. В целом, нет единой точки зрения о
размерах памятника и
его значения в салтовской культуре и
Хазарии, да я по другим проблемам у
археологов единого мнения нет.
По-видимому, нужна научная дискуссия
или хотя бы небольшой обмен мнениями.
Наиболее крупный
вклад в научное исследование
рассматриваемого памятника внесли
историки-археологи Б.А. Рыбаков и Д.Т.
Березовец, которые лишь частично касались
изучения истории Хазарии и салтовской
культуры. В 1952 г. в
журнале КСИИМК т
.43 вышла большая
статья Б. А. Рыбакова о том, какая
информация о русских землях
имеется в карте 1154 г. арабского географа
ал-Идриси. И там, помимо главного, указано,
что "...город Салтов...,
являвшийся в VIII-Х вв.
центром так называемой салтовской культуры...- это
упомянутый арабским географом
XII в. Идриси город Сарада"
[Рыбаков, 1952, с. 22-23]. И в дальнейшем этой
точки зрения почему-то никто
из ученых не
придерживался. Лишь А.П. Новосельцев,
немного отметив деятельность Б.А.
Рыбакова, указал о
том, что данные ал-Идриси
нужно сравнивать с другими известными
источниками этого времени [Новосельцев, 1990,
с. 17-18]. Самым
крупным специалистом по истории и
археологии Хазарии и салтовской (салтово-маяцкой)
культуры является
историк-археолог С.А. Плетнева.
На протяжении длительного времени
специально рассматривая Хазарию, она
заметила, что пока нет возможности хотя
бы приблизительно указать
место нахождения упомянутого несколькими
арабскими географами
IX-X вв. города Хазарии Савгара
[Плетнева,1986, с. 29,30].
Между тем, Б.А. Рыбаков в указанной
статье отметил о лингвистическом сближении
названий Сарада - Салтов
[Рыбаков, 1952, с. 23]. Когда
об этом автор вел разговор с несколькими
филологами,
упоминая все известные названия (Савгар
- IX-X вв.; Сарада - XII в.;
Салтановский - ХVI-XVII
вв.; Салтов
- XVII-XX вв.), те не
сомневались в том, что это немного
изменяемое название одного города
или поселения.
Филологи сумели доказать, что у разных
тюркоязычных племен произношение
согласных "л" и "р"
сливалось в один звук,
например, слово "перлта"
(жемчуг) или "илра"
(гнев). Следовательно,
могло быть и "Савгалрт" или
"Салрада". Поэтому необходимы
лингвистические исследования изменения
согласных или их слияния. Может быть,
гипотеза о едином названии этих городов
будет когда-то доказана.
Под руководством Д.Т. Березовца в
1959-61 гг. Кочетокская археологическая
экспедиция Института археологии АН УССР,
помимо прочего, вела археологические
раскопки и разведки Верхнесалтовского
памятника, - в
основном, катакомбного могильника. И в
дальнейшем он занимался его научным
исследованием. И к настоящему времени стало
известно, что указанный некрополь занимает
площадь около 100 га, где
есть не менее 40 тыс.
катакомб [Сельская книга,1998,
с. 10]. Оставившее его
население жило в большом городе
площадью более 120 га,
который состоял из крупного
городища с небольшой цитаделью, и
пригородами [Березовець,
1975, рис. 422, 424]. По
мнению Д.Т.
Березовца, это был
крупнейший административно-торговый
центр Хазарии [Березовець,
1965, с. 52; Березовец,
Пархоменко. 1985, с, 217].
Верхнесалтовский археологический
памятник ираноязычных алан
находится на правом
берегу Печенежского водохранилища
(реки Северского
Донца), а прямо напротив
него, только на левом берегу, находится
Нетайловский памятник той же культуры [Березовець,
1975, рис. 425, рис. 102].
Он имеет почти такой же размер поселения, но
уже не катакомбный, а огромный
ямный некрополь
тюркоязычных праболгар [Крыганов,1998,
с. 361]. Впервые он был
обнаружен в 1959 и до
1961 г. его археологические раскопки и
разведочные траншеи делались только о
помощью бульдозера
[Березовець,1961, с.
З-4] указанной
Кочетокской археологической экспедицией
Института археологии АН УССР. И в
результате её руководитель (Д.Т.
Березовец)
определил, что рассматриваемый
Нетайловский могильник занимает площадь до
14 га, где есть до 5,5 тыс.
могил [Березовец,1961.с.11;
1975, с. 427]. Продолжение
археологических раскопок данного
некрополя началось только с
1991 г. отрядом Новостроечной
археологической экспедиция исторического
факультета Харьковского
госуниверситета под руководством автора.
При этом никакая техника не используется,
а применяется самая аккуратная методика. И
выяснилось, что здесь на каждую
могилу приблизительно идет
не 26 [Березовец,1961,
с. 11], а немногим
менее 10 м2
площади некрополя, в целом имеющего
около 15 тыс.
могил [Крыганов, 1998,
с. 358-359]. К настоящему
времени в Нетайловском ямном
некрополе археологически раскопано
только около 300 погребений,
следовательно, этот памятник мало
исследован.
Рис. 2. Могильные ямы с торцевыми
подбоями с Нетайловского некрополя. 1 - погр.
№ 144; 2 - погр. № 127.
При сравнения Верхнесалтовского
и Нетайловского памятников салтовской
культуры VIII-X вв.
появилась уверенность, что их
разноэтничное население находилось в одном
городе и смешивалось. Так, в
Верхнесалтовском катакомбном могильнике
иногда попадаются ямные могилы,
а в ямном Нетайловском
взрослые могилы нередко имеют не
боковые, а торцевые подбои,
один из которых имеет форму катакомбы (рис.
2). По нескольким
причинам оба некрополя
антропологически мало
исследованы, но есть данные,
что в верхнесалтовских катакомбах
вместе с характерными для
алан длинноголовыми
(долихокранными), в
основном среди
женских погребений нередко попадаются
типичные для праболгар круглоголовые (брахикранные)
или смешанные (мезокранные)
черепа; обратная
ситуация - в ямном
Нетайловском праболгар
[Крыганов, 1998, с.
361]. Приблизительно то же
касается и погребального инвентаря:
в аланском
Верхнесалтовском нередко
попадаются вещи,
характерные для праболгар,
а в праболгарском Нетайловском
- наоборот.
Почему самый
крупный пункт Хазарии находился
не в центральной части или возле столицы
государства, а на его северо-западной
окраине и он
упоминается лишь в нескольких письменных
источниках?
Известно, что из-за
тяжелой и длинной войны с арабами все
центры ослабленной Хазарии
в середине VIII в.
переместились с юга на
север: с Предкавказья - в
Подонье и на Волгу [Магомедов,
1985, с. 193; Плетнёва, 1981,
рис.39]. Но сами
хазары отошли
совсем немного. Почти все сведения о
хазарских городах имеются
во многих арабских, а
гораздо меньше - в
нескольких византийских,
кавказских и одном хазарском
письменном источнике. И все это
осуществилось из-за
ознакомления с южной территорией
Хазарского каганата.
Возле его северо-западной окраины
находились только славяне Киевской
Руси (рис. 1). Между ними и
хазарами связь
была постоянной.
Но в "Повести временных лет"
сведений о Хазарии совсем мало, а среди
городов упоминаются лишь те, которые были
взяты во время разгрома Хазарского
каганата войском под
руководствам русского князя Святослава в 965
г.
Хорошо известно, что Хазарии
удалось заставить ближайших к своей
северо-западной окраине
славянских племен - полян,
северян, вятичей и радимичей (рис. 1)
- в течении некоторого времени
и в разные сроки платить
ей дань [Плетнёва,1986, с.
47; Седов,1982, с.151,
247, 258]. Как и где это делалось
- пока неизвестно, но
вполне верным кажется
предположение, что это осуществлялось в
рассматриваемом и
наводящемся в очень удобном месте (рис.
1) хазарском пункте-городе
[Приймак, 1991, с. 17].
Как уже говорилось, население
Хазарии широко занималось внешней
торговлей. Это видно по
результатам археологических
раскопок Верхнесалтовского
и Нетайловского некрополей. Там
часто попадаются в женских погребениях
арабские монеты в виде
украшений ожерелья, что
всегда рассматривается как доказательство
участия в торговле [Бубенок,1997,
с. 131; Кропоткин, 1962,
с. 118, 120; Магомедов,1983, с.
45]. В погребениях обоих могильников
(чаще в Нетайловском) значительная
часть погребального инвентаря;
прежде всего поясные наборы
(рис. 3,1-6), различные
женские украшения (рис. 3,7-11) и остатки
разных тканей - была
изготовлена не в Хазарии, а завезена из
других земель: Азии,
Северной Африки, Панноннии, Поволжья и т.п.
Крупный город Сарада (Савгар)
находился прямо на торговой магистрали
между Западной Европой
и Поволжьем,
Азией [Рыбаков,
1952, рис. 5].
Рис. 3. Вещи из некоторых могил
Нетайловского некрополя. 1,2 - из погр. № 164-Б;
3 - из погр. № 134; 4,5 - из погр. № 223; 6 - из погр. №
215; 7 - из погр. № 131; 8,9 - из погр. № 164-А; 10 - из
погр. № 231; 11 - из погр. № 234. 1-10 - серебро; 12 -
бронза.
Место нахождения крупнейшего города
Хазарии объясняется как
торговыми связями державы,
так и ее административным
положением. Исходя из этого необходимо как
можно шире вести археологические раскопки
и разведки Верхнесалтовского и
Нетайловского памятников. Известно,
что огромный,
разделенный на 4 части
Верхнесалтовский катакомбный
могильник, расположен к северо-западу от
городища [Березовець,1975,
рис. 102]. Но это не
единственные катакомбные захоронения
- катакомбные могилы салтовской
культуры попадаются и в
других местах [Багалей,
1905, с. 25]. Разведка
показала, что какие-то захоронения
находятся и южней городища, а его северная
околица имела
длину не менее 3 км.
Мы склонны считать, что
обнаруженный в1987 г. В.Г.
Бородулиным Рубежный катакомбный
могильник салтовской культуры, находящийся
в 2 км северней
Верхнесалтовского, был
оставлен населением
рассматриваемого хазарского
города, Недалеко
от ямного Нетайловского могильника (в
0,8-1,5 км юго- и
северо-западнее) в
двух местах случайно попадались
ямные могилы салтовской культуры; автору
известно еще три
точки, где
наверняка имеются такие погребения.
Продолжение научного исследования
Верхнесалтовского и
Нетайловского памятников постоянно
дает новую информацию и
нередко создает почву для
возникновения новых точек зрения
относительно многих
проблем археологии
салтовской культуры, истории Хазарии и т. д.
|