2(9), март-апрель  2001    

Исследования на территории крепости Измаил в 1994-1996 годах

С.В. Гумашьян
Институт археологии
НАН Украины


Охранные археологические исследования на территории историко-культурного памятника крепости Измаил XVI-XIX вв. проводились в зоне прокладки коммуникаций и строительных площадок микрорайона “Крепость”.

В центральной части крепости исследован участок площадью свыше 400 м2 (раскоп 8), где обнаружены хозяйственные комплексы из полуземлянки, остатков строения на каменном фундаменте и разнообразных вымосток, ям и пр.

По карте-схеме крепости Измаил И.А. Глухова 1790 г. в этом месте располагался жилой квартал мусульманского населения (“махалля”). Раскопанный участок укладывается в схему как северная окраина квартала, и представляет, вероятно, остатки фрагмента усадьбы с постройкой, скорее не жилого, а хозяйственно-производственного назначения, претерпевавшего на протяжении времени немалые изменения.

Выделяются несколько условных строительных периодов, ранний из которых характеризует полуземлянка размерами 2,60×2,40 м, углубленная в материк на 0,3 м с земляным полом. В ее южном углу находилась небольшая глинобитная купольная печка, у восточной стены - ямка-хранилище и в северной стене - столбовая яма. На полу собраны фрагменты красноглиняной керамики и серебряная турецкая монета XVII в. - акче.

Следующий строительный период относится к XVIII в., когда полуземлянка и ямы были засыпаны и сверху построено здание с каменным фундаментом в предшествующем культурном слое. Первоначальная площадь постройки превышала 80 м2, она подвергалась разрушению и перестраивалась, ориентирована - Сз-Юв.

Северо-западная стена образует прямой угол, возможно, следуя повороту улицы; северо-восточная стена построена впритык в следующий строительный период. Тогда же в южном углу здания была сооружена “кладовая” прямоугольной формы площадью около 4 м2 с каменным фундаментом, заглубленным в материк.

При постройке фундамента применялась бутовая кладка из лещадника неправильной и постелистой формы, пустоты между отдельными камнями заполнены каменной мелочью с последующей заливкой жидким раствором - “грязью” из супеси. В восточном углу и вдоль юго-восточной стены обнаружены остатки деревянных столбов. У северо-восточной стены и юго-восточной в районе “кладовой” находились завалы сырцовых стен.

Вход находился с юго-восточной стороны. Предположительно, сначала здание на каменном фундаменте имело большую площадь, кирпичные стены и черепичную кровлю. После разрушения (в южном и западном углах дома и рядом с ними снаружи найдены осколки чугунных пороховых бомб и чугунные ядра разного калибра), здание было восстановлено на меньшей площади, о чем свидетельствует северо-восточная стена с кладкой фундамента впритык и верхней частью из сырцового кирпича.

С северо-западной стороны здания в двух местах вплотную к кладке фундамента выкопаны специальные ямы, в которые вверх дном помещены крупные красноглиняные сосуды типа плоскодонных амфор, вышедшие из употребления - без горловин и ручек.

Внутри дома поблизости от кладки северо-западной стены на ее верхнем уровне найден монетный клад - 370 экз. В кладе представлены мелкие серебряные турецкие монеты нескольких номиналов и три серебряных европейских монеты, две из которых определены как венгерские Рудольфа ІІ конца XVI в.

Свыше 2,5 тыс. находок представляют разные группы материалов. Наиболее массовая группа керамики - 1,5 тыс. фрагментов : строительной (кирпич, плинфа, черепица, изразцы, водопроводные трубы) и бытовой (красноглиняная, сероглиняная, белоглиняная, фаянс, фарфор).

Металлических предметов - около 700 экз.: монеты из серебра и меди, бронзовые и медные пуговицы, бляхи, накладки, турецкая печать; из железа - гвозди, скрепы, скобы, штыри, подковы, ножи и пр.; чугунные ядра и пороховые бомбы.

К группе стекла относятся 150 предметов, помимо оконного стекла : фрагменты стаканов, бокалов (кружек), флаконов, ваз, чаш, браслетов. Из кости - фрагменты гребня, трубки, накладки, пластины с отверстиями, альчики. Из камня, помимо строительного глинистого сланца и известняка, - абразивы, кремни, фрагмент мраморной чаши. Найдено несколько раковин, в том числе каури.

Бытовая керамика представлена разнообразной столовой и кухонной посудой, туалетной, тарной, бытовыми предметами. Преобладает красноглиняная керамика, изготовленная на гончарном круге быстрого вращения, местного производства. Большая часть - поливная полихромная с поливами зеленого, желтого и коричневого цветов и использованием потечной глазури.

Орнаментика проста и состоит из геометрических элементов сграффито и росписи ангобом полос и волнистых линий по кругу с мазками поливой поверху, либо сплошным покрытием глазурью. Покрывалась большая часть сосуда, за исключением придонной части, или в непокрытых поливой сосудах только край венчика снаружи. В основном распространены следующие формы : чаши, миски мелкие и глубокие, тарелки, блюда, кувшины, крышки.

К туалетной посуде относятся толстостенные шероховатые сосуды с горизонтально расположенными кручеными ручками и кумганы (кувшины с носиком, “рукомои”), а также тазики - большие толстостенные миски с отлогим широким, чаще орнаментированным сграффито бортиком, неполивные. К таре - крупные широкогорлые двуручные сосуды типа плоскодонным амфор, иногда с орнаментированными плечиками. Из бытовых предметов встречаются подсвечники, курительные трубки, найдена игрушка-свистулька в виде бычка, украшенная поливой.

Столовая посуда из фаянса и фарфора - пиалы, тарелки - малочисленная, частью ближневосточного происхождения, частью, в поздних ямах, европейского, с подглазурным, в основном монохромным синим растительным орнаментом.

Окончательное разрушение здания произошло не позднее первой трети XIX в., после чего продолжалось накопление культурного слоя и сооружение новых ям, а также заполнение развалин бытовым мусором. Полученный материал характеризует историко-бытовые слои турецкого периода XVII-XVIII - начала XIX в.

Исследования, проведенные на северном участке территории крепости в центре между западным и восточным валом (раскоп 9, площадь - 600 м2) открыли часть мусульманского кладбища ногайского населения XVIII в., состоящего из нескольких десятков могил. Все могилы ориентированы на запад, с незначительными отклонениями, погребенные в вытянутом положении на спине, головой на запад, руки согнуты в локтях, кистями на животе. Треть могил, чаще детские, отличаются наличием инвентаря : мелкие пуговицы в виде бубенчиков, серьги, перстень, бусы, монеты-подвески, в том числе в ансамбле с бусами, монеты - медные европейские и серебряные акче - турецкие, все с отверстиями, плохой сохранности, относятся к XVII-XVIII вв. В части могил использованы деревянные конструкции в виде плах, которым обкладывали погребенного по форме гроба; следов крышек, либо дна не обнаружено. В одной из могил на погребенном сохранились полуистлевшие куски плотной с золотной нитью ткани ручной работы - часть воротника. Единообразный обряд захоронения позволяет соотнести раскопанный участок с фрагментом могильника, вскрытым в 1993 г. В.С. Бейлекчи (раскоп 5) и предположить здесь наличие крупного ногайского кладбища площадью приблизительно 3 га, включающего оба исследованных участка.

Ближе к западному валу обнаружены остатки исторического культурного слоя XIX в. в виде столбовых конструкций крупного наземного сооружения бивуачного типа периода военных действий XIX в. и участка зоны обитания на территории описанного выше кладбища в виде пяти полуземлянок, разрушенных в середине XIX в.

На западном валу крепости в районе узла Хотинских ворот произведена зачистка участка вала XVIII в. на площади 20 м2, показавшая наличие подпорной кирпично-бутовой стены с западной стороны вала, выполненного террасами в материковой супеси с более поздними досыпками.


Вверх | Home | Сервер

© 2001 Восточноевропейский археологический журнал. All rights reserved.
Лаборатория аналитических исследований НИИПОИ МКИ Украины.