 |
|
2(3), март-апрель 2000 |
|
Исследования у Староселья в 1994 году
Ю.А. Шилов
Институт археологии НАН Украины
|
Староселье
Великоалександровского района Херсонской
области, расположенное в левобережной
излучине Ингульца, дало название
старосельскому культурному типу степных
памятников III тыс. до н.э. [Шилов 1975 и сл.;
Сафронов 1979 и сл.; др.]. Здесь же находилась
Высокая Могила, материалы которой положили
начало новому этапу в развитии археологии и
древней истории евразийских степей [Шилов
1977; 1982; 1994 и др.]. Поэтому необходимо
продолжать накопление фактических данных
из этого интереснейшего района.
В августе-октябре 1994 г. ХАЭ ИА НАН
Украины провела здесь четвертый (после 1972,
1981, 1991) полевой сезон, раскопав группу
курганов №№ 11-14 и выявив 2 поселения
западнее Высокой Могилы.
Рис. 1. Курган № 12 (1-6); а - сосуд из
кургана № 11; б - случайная находка в
окрестностях к. №№ 11-15 (гранитный топор
раннекатакомбного типа).
Наиболее западный, в 2 км от В.
Могилы, курган № 11 был срыт (около 25 лет
назад) при сооружении водонапорной
башни. По рассказам, в его основе было
захоронение взрослого человека - под
каменными плитами и с позднеямным сосудом,
который хранится ныне в школьном музее
Староселья. Судя по остаткам, высота
кургана № 11 не превышала 1,5 м, а диаметр
составлял около 15 м. Вытянутые от него
цепочкой к В. Могиле курганы №№ 12-15 сильно
распаханы. Последний из них (с
сохранившейся высотой 1,3 м, диаметром около
30 м) - наибольший; обстоятельства не
позволили раскопать его в данный сезон. В
трех остальных курганах обнаружено 18
погребений поздней ямной, 6 - ранней
катакомбной, 1 - ингульской (позднекатакомбной)
культур и 2 - средневековых (ограбленных,
вероятно, аварских), впущенных в центры
курганов №№ 12 и 14.
Основные погребения курганов №№
13 и 14 принадлежали подросткам. Их могилы
имели, соответственно, антропоморфные
и Х-образные очертания. Помимо сосудов, при
погребенных найдены : подтреугольная
стела с обломками черепа взрослого
человека на ней (п. 1 к. № 13) и костяная молоточковидная
булавка с пронизкой (п. 1 к. № 14). Среди более
поздних однокультурных захоронений встречено
2, частично и полностью расчлененных. Все
захоронения одиночные; более ранние
перекрыты камнями, а поздние - деревом,
среди тех и других преобладают могилы с
уступами. Погребальный инвентарь
представлен фрагментом краскотерки и
керамикой - сосудиками и двумя жаровнями
из обломков больших сосудов. Наиболее
интересна амфорка из женского п. 5 к. № 14,
украшенная пиктограммой. Между парой
ручек, на одной из сторон сосуда,
представлен Х-образный знак и пара
примыкающих к его центру малых 8-образных
значков; все это ограничено с двух сторон
вертикальными зигзагами (выполненными,
как и все остальные, оттисками зубчатого
штампа). На другой стороне сосуда
центральное место занимают две
стреловидные полосы, оформление которых
аналогично верхней части основного, Х-образного
знака. 8-образный значок здесь только один,
а второй заменен особой формой зигзага.

Рис. 2. Курган № 13.
Конструкции входных ям
древнейших из катакомбных погребений
сближают их с могилами позднеямной
культуры. Это сходство усиливается
наличием в закладах стел : обломков антропоморфной
и миндалевидной (?) в п. 8 к. № 13,
подтреугольной в п. 6 к. № 14. Последняя была
украшена пиктограммой, выполненной в
смешанной технике, в основном - точечной, но
местами прочерненной. Изображение
представляло 3 горизонтальные линии,
крестообразно дополненные двумя
вертикальными, в оформлении которых
обнаруживается сходство с лесенкой; 2 лунки
у ее вершины придают всей композиции
сходство с личиной. Рассмотренные заклады
сопровождались жертвоприношениями козлов.
Камера п. 6 к. № 14 содержала 2 сдвинутых
скелета взрослых людей, сопровождавшихся
опрокинутым кверху дном сосудом; третий,
непотревоженный скелет позже погребенного
мужчины, сопровождался квадратной (с
выделенными углами) теркой-наковальней и
конусовидным пестом-молотком. Все остальные
захоронения - одиночные. Найдено еще 2
характерных сосуда и каменное
колесоподобное навершие булавы - при
высоком пожилом мужчине из п. 7 к. № 14.
Позднейшее из раннекатакомбных
захоронений и единственное
позднекатакомбное (ингульского типа) п. 11
обнаружены в кургане № 13. Оба женские,
безинвентарные; последнее - наиболее позднее
(не считая впускных средневековых) во всех
раскопанных в 1994 г. у Староселья курганах.
К моменту забвения всей
курганной группы, а последняя досыпка
Высокой Могилы относится к началу
сабатиновской культуры, в 3-5 км западнее ее,
у подножий первых надпойменных террас правого
и левого берегов Ингульца, возникло
второе поселение. Первое (у хут. Шестаково)
представляло собой, по-видимому,
землянку, на вспаханной площади которой,
помимо обломков костей и камней, найдено
до 100 фрагментов керамики от позднейшей
катакомбной до сабатиновской культур.
Второе поселение (на территории
бывшего сада с. Староселья) достигало 10 га;
здесь на пахоте и вне ее обнаруживаются
следы строений и зольников, а керамический
комплекс, наряду с преобладающей сабатиновской
керамикой, представлен также отдельными
фрагментами белозерской и черняховской,
имеются также обломки античных амфор.

Рис. 3. Курган № 14.
Вышеописанные материалы
уточняют и дополняют ту картину, которая
сложилась на основании предыдущих
раскопок курганов в окрестностях
Староселья. Означенные ямные погребения 1
из курганов №№ 13 и 14 обнаруживают
реминисценции, соответственно, кеми-обинской
культуры и старосельского типа. Круг мифотворчества
последнего позволяет понять семантику не
только п. 1 к. № 14 с его Х-образной могилой, сосудиком,
молоточковидной булавкой и пронизкой - но и
пиктограмму на амфорке из п. 5 к. № 14. Здесь,
очевидно, представлен бог потустороннего
солнца - “Живитель”-Савитар,
покровительствующий братьям-близнецам
Ашвинам, божествам восходов и закатов
древнего светила; вторая часть
изображения акцентирует судьбу одного
из Ашвинов и особое участие в ней рук-лучей
Савитара. Выделенные нами особенности
раннекатакомбных захоронений
соответствуют образам арийских Пушана (жертвоприношения
козлов; стеллы, в особенности - с
пиктограммой), Рудры (п. 7 к. № 14 с булавой и
северной ориентацией), Рибху (3 погребенных
и инвентарь п. 6 к. № 14). Эти божества -
козлоподобный знаток счастливых путей, выбивший
ему зубы воитель, братья-мастеровые - в
арийской мифологии довольно тесно связаны
и с Ашвинами, и с Савитаром. Обнаружение
же вышеописанных поселений восполняет
лакуну между оставлением Высокой Могилы
в начале сабатиновской культуры и
совершением скифами жертвоприношения на ее
вершине. Теперь можно полагать, что
местная традиция арийской культуры
просуществовала здесь до скифского времени
включительно.
|
Литература
Сафронов В.А. Хронологическая система энеолита и бронзового века Восточной Европы //Проблемы эпохи бронзы Юга Восточной Европы.- Тезисы докладов конференции. - Донецк, 1978.- С. 13-15.
Шилов Ю.А. Остатки возов в курганах ямной культуры Нижнего Поднепровья //Археологія.-
№ 17.- 1975.- С. 61-72.
Шилов Ю.А. Первый и четвертый Старосельские курганы //Археологія.-
№ 22.- 1977.- С. 65-73.
Шилов Ю.А. Памятники старосельского типа //Археологические источники и историческая интерпретация. Хронология памятников эпохи бронзы Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1982.- С. 105-121.
|
Вверх
| Home | Сервер
|

© 2000 Восточноевропейский археологический журнал. All rights reserved.
Лаборатория аналитических исследований НИИПОИ МКИ Украины.
|
|
|