3(16), май-июнь 2002
. . .
.
»  HOME | ENG
.
.
.
.
 

Новые книги по проблемам реставрации


М.В. Панченко,
НИИПОИ МКИ Украины, Киев

О.І. Мінжулін. Реставрація творів з металу : підручник для студентів вищих художніх навчальних закладів.- Київ : Спалах, 1998 р.- 232 с. : іл.

Нечасто складывается ситуация, когда позитивное впечатление от научно-методической литературы возникает у читателя еще до того, как он начинает углубляться в текст. Но, тем не менее, именно эта особенность "Реставрации..." немедленно привлекает внимание, даже при отсутствии специального интереса к предмету изложения. Солидный формат, щедрое оформление обложки, высокое качество бумаги - словом, все преимущества качественного полиграфического воплощения обуславливают внимательное отношение к изданию. Этот ряд логически продолжают выразительные, тщательно подобранные иллюстрации, удачно размещенные в соответствующих разделах. Стоит отметить, что упомянутые элементы имеют далеко не второстепенное значение, а тем более для изданий с подобной специализацией - ведь, к сожалению, до сих пор недооцениваются дидактические возможности художественного оформления учебников, популярной и научной литературы. Оформление "Реставрации ..." четко вписывается в ее структуру, наглядно и информативно дополняя текстовую часть. Собственно структура также заслуживает отдельного рассмотрения - после предисловия, позволяющего читателю сориентироваться в строении книги, приводятся краткий экскурс к истокам реставрационного искусства, информация о его становлении на отечественной территории, документальные сведения о фундаторах этого процесса и др.

Следующая, (первая) часть выполняет материаловедческие функции, проводя ознакомление с общими свойствами материалов, о которых пойдет речь в дальнейшем. В первом ее разделе компактно характеризуются основные свойства металлов - напоминание отнюдь не лишнее, как показывает практика преподавания. В текст изложения логично вписан соответствующий терминологический аппарат, которым читателю-студенту предстоит пользоваться и в дальнейшем. Рассказ продолжает описание приёмов художественной обработки металлов, основанное на материаловедческих данных из предыдущей главы.

Заключительная глава раздела - "Классификация произведений из металла" помогает будущему специалисту сориентироваться в огромном объёме артефактов, из которого происходят предметы его профессиональной деятельности. Отметим, что вокруг принципов классификации до сих пор возникают напряжённые дискуссии - терминология и принципы взаимоподчинения типологических групп остаются не устоявшимися. Однако автор подошёл проблеме вполне тактично, рассматривая общие группы предметов по их функциональным признакам.

Второй раздел раскрывает главные особенности методов диагностики, реставрации и консервации произведений из металла. Каждая глава имеет самостоятельное информационное значение, выступая, при необходимости, в роли справочника по представляемой ею теме, будь-то определение природы поражения, характера повреждения предметов или способы их очистки и реставрации. Возможность немедленного практического использования этих данных обеспечивают таблицы с диагностическими определителями и рецептурой очистительных, восстановительных и консервационных средств. Важное место занимает информация о подготовке отчётной документации, небрежное отношение к которой может привести к недоразумениям в последующей реставрационно-консервационной и музейной работе.

Следующие разделы первой части - с третьего по пятый, детально рассматривают специфику работы с разными металлами; приятно отметить, что и здесь присутствуют обоснованные справки о применении и использовании основных "исторических" металлов в художественной и хозяйственной деятельности человеческого общества.

Привлекают внимание справочно-практические свойства этого блока - например, таблицы продуктов коррозии включают их химическое (формульное и вербальное) определение, минерал-соответчик и колонку с внешними признаками продукта, что, в целом, является ценнейшей информацией при первичной визуальной диагностике. Каждый раздел заканчивается контрольными заданиями и рекомендациями для практических занятий.

Вторая часть посвящена наисложнейшей отрасли в работе реставратора - археологическому металлу. Четыре раздела этой части рассматривают реставрационную эпопею конкретных предметов, занимающих видное место в историко-культурном наследии. Книга постепенно вводит читателя в проблематику, создавая впечатление непосредственного участия в творческом процессе реставрации. При этом максимально выдержаны все дидактические требования - этапы работы зафиксированы чётко и последовательно, с обязательным указанием использованных методов.

Завершает работу опять-таки важная справочная информация - "Послесловие" включает детальный перечень требований для аттестации реставратора, а "Дополнения" - таблицы с рецептурой и основными свойствами соединений применяемых при различных видах работ и каталог произведений, которые послужили наглядным примером в описании реставрационных процессов.

Можно уверенно утверждать, что этот учебник станет настольной книгой преподавателей и студентов художественных ВУЗов, практикующих реставраторов, музееведов и многих других специалистов смежных областей. Нужно поблагодарить автора, который ввёл читателя в интересный мир реставрационной мастерской, а также Международный фонд "Відродження", благодаря поддержке которого увидела свет эта книга.

О.Мінжулін, Т.Мінжуліна, І.Чорнокапська. Реставрація тканин. Навчально-методичний посібник для студентів реставраційних відділень вищих навчальних закладів.- Київ: Академія образотворчого мистецтва і архітектури, 1998.- 160 с.

Эта работа выдержана в той же методологической последовательности, что и "Реставрация металла". Открывает её вступительная часть и краткий экскурс - "Из истории ткачества на Украине". Следующий раздел, как и в первой книге - материаловедческий. В нём рассматриваются основные виды волокон, их структура и свойства изготовленной из них ткани. В соответствии с единожды избранным принципом - ориентации на практическое руководство, раздел завершает таблица с методикой оперативного определения вида ткани путём сожжения опытного образца.

Третий раздел детально рассматривает главные составляющие разрушения и загрязнения тканей. Отдельно выделено информацию о биологическом поражении, приведено таблицу-определитель насекомых-вредителей и методы борьбы с ними. Завершает раздел классификация видов загрязнения текстиля.

Четвёртый, наиболее объёмный раздел посвящён самым ответственным этапам работы реставратора-тканевика - процессам очистки тканей. В начале классифицируются виды очистки, анализируются их преимущества и недостатки. Затем детально изложена последовательность каждого из процессов, в сопровождении рецептурных таблиц и характеристик используемых реактивов. Отдельная глава посвящена методам локальной очистки тканей, поскольку этот процесс отличается некоторой спецификой в технике и последовательности выполнения. Опять-таки предлагается весьма полезный в практической работе определитель веществ-пятнообразователей, классификация видов пятен, методы и рецепты их удаления.

В двух последующих главах освещается специфика очистки элементов металлизированного шитья и археологических тканей. Логическим продолжением предыдущего раздела является изложение методов пластификации, дублирования и закрепления отреставрированных изделий, а также рекомендации по их хранению. Завершают первую часть правила ведения реставрационной документации (о важности чего упоминалось выше), а также основные положения техники безопасности.


Во второй части пособия рассказывается о работе с другими, не тканевыми материалами, которые часто сопровождают текстильные изделия (фурнитура, вставки, костюмный реквизит). Эта тема выделена в отдельную часть не случайно - такие предметы требуют особых реактивов и собственных методов реставрации, которые, к тому же, не должны конфликтовать с основным материалом изделия.


В приложениях предложены составы для выведения пятен и таблица основных красителей текстиля - данные, которые имеют ценность не только для специалиста-реставратора, но и для исследователей в области истории материальной культуры.


В заключение необходимо обратить внимание на оформление пособия, которое, к сожалению, значительно отличается от ранее рассмотренного издания. Недостаток средств не позволил осуществить столь же яркое полиграфическое воплощение - собственно, только благодаря энтузиазму авторов мы можем видеть перед собой это интересное, и, безусловно, нужное пособие. А, между прочим, за время работы с уникальными образцами этнографического, художественного и археологического материала, был собран богатый иллюстративный фонд, которым можно было бы укомплектовать подготовленные определители, выразительно осветить различные этапы реставрации и др., предостерегая будущего специалиста от возможных ошибок. Это вполне реально, учитывая, что авторы уже продемонстрировали свою способность к подготовке подобных изданий. Несомненно, следовало бы обратить внимание на это произведение, незначительный тираж которого не способен удовлетворить широкий круг заинтересованных - профессиональных реставраторов и студентов, искусствоведов, музейных работников и др. Остаётся подчеркнуть необходимость повторного издания, которое, безусловно, заслуживает наилучшего полиграфического воплощения.



Синтаксис сноски:
М.В. Панченко. Новые книги по проблемам реставрации // Восточноевропейский археологический журнал, 3(16) май-июнь 2002, (http://archaeology.kiev.ua/journal/030502/panchenko.htm)
.
 

© 2002 Восточноевропейский археологический журнал

.
. . .
.
.  Комментарии .
.

 

Комментарии: записей - *
» Читать / Комментировать