Предметом настоящей работы
явилась сохранившаяся в ИИМК РАН часть,
вероятно незначительная, коллекции
штукатурных фрагментов с настенной
живописью, принадлежащих двум неидентифицированным
киевским домонгольским храмам, руины
которых вскрыты в местности, ныне называемой
Кудрявец: церкви на усадьбе
Художественного института и церкви на
Вознесенском спуске. Коллекция собрана
при раскопках обоих памятников М.К.
Каргером в 1947 г. [Каргер, 1950; Каргер, 1961].
Точное число отобранных и утерянных
фрагментов установить не удалось,
поскольку, за исключением чертежей,
материалы, связанные с данными памятниками,
в Рукописном архиве ИИМК РАН отсутствуют.
Однако, судя по публикации М.К. Каргера [Каргер,
1950, с. 210, 226], фрагментов настенной
живописи было собрано значительно больше.
Дошедшая до нас часть коллекции
насчитывает 39 зашифрованных фрагментов, из
них 32 кодированы в числителе шифром КК-I-47
или КК-II-47 (в котором КК означает Киев-Кудрявец,
римские цифры I или II обозначают серию и
относят фрагменты соответственно к ц. на
усадьбе Художественного института и ц.
на Вознесенском спуске, 47 - год раскопок), в
знаменателе - порядковым номером в серии,
который иногда не поддается прочтению. В
семи фрагментах вместо римских цифр поставлен
знак “?”, что следует расценивать как
неопределенность принадлежности данных
фрагментов к тому или иному памятнику,
причем эти фрагменты также пронумерованы.
Далее в тексте и таблице приведены только
порядковые номера фрагментов в серии I или II
в соответствии с отнесением их к одному или
другому памятнику. Некоторые фрагменты
определились как части одного более крупного,
они имеют cоседние номера и в таблице
результатов анализа обозначены как 3+4
или 5+6.
Фрагментов с определенной
принадлежностью для ц. на усадьбе
Художественного института насчитывается
20, для ц. на Вознесенском спуске - 12. На
основании анализа штукатурного теста из 7
фрагментов с неопределенной
принадлежностью 3 отнесены к ц. на усадьбе
Художественного института и 4 - к ц. на
Вознесенском спуске. Анализ штукатурных
растворов выполнен по описанной методике
[Медникова, Стеценко, 1992, с. 164],
включающей растворение образцов
штукатурки в 5%-ной соляной кислоте и
последующее исследование нерастворимого
остатка. Состав представительных образцов
приведен в таблице.
К церкви на усадьбе
Художественного института в сумме
относятся 23 фрагмента, которые по внешнему
виду делятся на несколько групп. К первой,
наиболее многочисленной, относится 13 образцов,
характеризующихся довольно хрупким тестом
почти белого цвета с бежевым или розовым оттенком.
В качестве наполнителей использована
мелкая цемянка, известняк (включения
размером 1-5 мм), песок, сечка стеблей
растений.
Толщина штукатурок колеблется от
10-17 до 20-35 мм, хотя в ряде случаев ее трудно
определить из-за отсутствия четко
выраженной оборотной стороны. Слоистость
можно лишь предполагать, что, вероятно,
обусловлено нанесением каждого
последующего слоя на еще не схватившийся
предыдущий. Данный тип (№ 1 в таблице)
характеризуется низким (от 3-6% до 10-12%)
выходом нерастворимого в соляной
кислоте остатка, который на 40-60% состоит из
цемянки с размерами 0.1-3 мм, основная
фракция 0.5-1 мм. Цемянка двух цветов :
терракотовая и красно-коричневая, причем в
одних фрагментах преобладает первая, в
других - вторая. Оба вида цемянки, отличаясь
по цвету, представляют собой, по всей
видимости, соответственно бой плинфы и
специально обожженную глину. Содержание
песка в остатке колеблется в пределах от 20
до 40%. Максимальный размер зерен 0.5-0.75 мм,
основной 0.2-0.3 мм, около 10-15% составляют зерна
с размерами 0.01-0.15 мм, вероятно составная
часть глины. Песок преимущественно
неокатанный, но встречаются единичные
окатанные крупные (0.3-0.5 мм) зерна. Часть
песка несет на себе следы красной глины и
является, по-видимому, составной частью
цемянки, но основная масса песка несомненно
является примесью к извести, с чем
согласуется и его неокатанность. Глинистые
частицы размером 0.01-0.03 мм, их содержание в
нерастворимом остатке в пределах 5-10%. В
незначительном количестве присутствуют
кусочки черного шлака 1-2 мм, пакля и
остатки соломы. В одном из фрагментов
обнаружена крупинка зеленого стекла 0.25 мм,
состав другого, более крупного включения (в
образце 13), определен методом эмиссионно-спектрального
анализа [Егорьков, 1998]. Долевое
соотношение частей нерастворимого остатка
цемянка : песок : глинистые частицы 0.4-0.6 :
0.2-0.4 : 0.05-0.1.
Вторая группа представлена 5
фрагментами, отличающимися от первой
интенсивным бежевым с розовым оттенком
цветом теста, значительно большей
твердостью и плотностью. В тесте просматриваются
кусочки цемянки, бежевого и оранжевого
известняков до 3 мм, песок и отпечатки
соломы. Оборотная сторона ровная, толщина
штукатурки варьирует в пределах 22-26 мм и
только в образце 12 достигает 27-34 мм,
слоистость предположительная.
В отличие от первого типа выход
нерастворимого остатка в этом случае
значительно выше и составляет 20-24% (№ 2 в
таблице). Цемянка применялась только красно-коричневая.
Содержание глинистых частиц заметно выше
по сравнению с первым типом и достигает 30-40%
от веса нерастворимого остатка.
Совпадение цвета глинистых частиц с цветом
цемянки наряду со столь высоким их содержанием
показывает, что цемянка в этом случае
представлена главным образом специально
обожженной глиной. Песок имеет
фракционный состав близкий к составу песка
в выше рассмотренном штукатурном типе, а
его содержание несколько снижается вслед
за снижением жирности раствора, что подтверждает
примесный характер песка в использованной
извести. Наряду со шлаком, паклей, соломой
встречаются кусочки плотного серого
твердого вещества, аналогичного тесту
обломка половой плитки с зеленой поливой,
обнаруженного во фрагменте 16 этого типа.
Долевое соотношение частей нерастворимого
остатка цемянка : песок : глинистые частицы
0.3-0.4 : 0.2-0.3 : 0.3-0.4.
К третьему штукатурному типу
относятся 2 фрагмента (№ 3 в таблице),
отличающиеся белым с кремово-серым
оттенком цветом теста, малой прочностью,
отсутствием трещиноватости. В качестве наполнителей
видны известняк, растительные остатки и
единичные, иногда крупные, зерна цемянки.
Толщина штукатурок составляет 10-12 мм,
причем к части поверхности оборотной
стороны фрагмента 20 примыкает кусок
штукатурки бежевого цвета толщиной около 20
мм (№ 4 в таблице), относящийся ко
второму типу. Количественное содержание
наполнителей в штукатурках третьего типа
подобно первому типу, однако в качестве
цемянки в этом случае преимущественно
использован бой плинфы.
Наконец, оставшиеся 3 фрагмента
принадлежат двухслойным штукатуркам с
хорошо выраженной слоистостью. В одном
фрагменте (№№ 5 и 6 в таблице) верхний и
нижний слои (толщина 15-20 мм верхнего и 25-30
мм нижнего) по цвету и структуре теста,
составу и долевому соотношению наполнителей
соответствуют штукатуркам первого типа, в
двух других - верхний слой (бежеватый, 12-15 мм)
соответствует первому типу, нижний (розоватый,
20-25 мм) - второму.
Совместное присутствие
различных типов штукатурок в двухслойных
фрагментах дает основание предположить,
что все типы штукатурок ц. на усадьбе
Художественного института принадлежат к одному
времени, а их различия по содержанию
отощителей и соотношению их видов связаны с
периодичностью подачи разных видов
цемянки и неравномерностью размеса, причем
двухслойные фрагменты с разным типом
теста показывают во всех случаях
предшествие бою плинфы специально обожженной
глины. Складывается впечатление, что при
оштукатуривании обожженная глина
оказалась в недостатке, в результате
чего пришлось постепенно отказаться от
гидравличности теста посредством замещения
обожженной глины боем плинфы сначала
частично, а затем и полностью, наряду с
общим снижением содержания отощителя.
Роль песка как несамостоятельного
отощителя для столь раннего памятника
русской архитектуры, датируемого второй
половиной XI в. [Каргер 1950, с. 224], не
является неожиданной, - к тому же, и все
строительные растворы XI - нач. XII в. Киева
относятся к известково-цемяночным [Раппопорт,
1994, с. 45].
Живопись, насколько можно судить
по столь малому числу фрагментов, выполнена
в небогатой цветовой гамме : красном,
коричневом, желтом, зеленом, синем цвете.
Краски положены с видимой пастозностью в
1-3 слоя. Толщина красочного слоя колеблется
от 0.015 мм (тонкое покрытие на уже наложенную
краску) до 0.04 мм, толщина слоя грунта
составляет 0.3-0.5 мм. Для второго штукатурного
типа левкас не выявлен, краски нанесены
непосредственно на тщательно затертую
поверхность. Красная краска (киноварь)
наложена на охру, синие и голубые - на рефть,
желтая, коричневая, зеленая
непосредственно на грунт.
Все 16 штукатурных фрагментов церкви
на Вознесенском спуске относятся к
одному типу. Цвет теста изменяется от серо-кремового
до серо-бежевого, видны комочки (до 5 мм)
белой неперемешанной извести,
наполнители - крошка серо-бежевого и серо-кремового
известняков, песок и растительные
остатки.
Толщина штукатурок колеблется от
15-17 мм до 20-25 мм, в единичных фрагментах
достигая 30-40 мм. Слои не просматриваются,
однако в двух фрагментах на сколах можно
все-же определить толщину верхнего слоя,
которая не превышает 8-9 мм.
Нерастворимый остаток, выход
которого составляет 11-22% (№№ 7 и 8 в таблице),
состоит примерно на 4/5 из песка и на 1/5 из
глинистых частиц, содержание цемянки (бой
плинфы) не превышает 5%. Песок в
штукатурках преимущественно мелкий и
неокатанный. Долевое соотношение в
нерастворимом остатке цемянка : песок :
глинистые частицы ±0.05
: 0.75-0.8 : 0.2. Как видно, для этого, гораздо
более позднего чем предшествующий,
киевского памятника, относимого к кон. XII -
нач. XIII в. [Каргер 1950, с. 206, 209], в
штукатурном тесте уже осуществлен переход
к песку как к преобладающему отощителю,
причем цемянка, очевидно, представляет
собой лишь отходы, образовавшиеся от
непреднамеренного боя плинфы.
Живопись всех фрагментов
представляет собой части геометрических
рисунков с небольшим набором цветов :
красным, коричневым, желтым, зеленым, синим
и черным. Краски наложены пастозно в 1-2,
иногда в 3 слоя. Толщина красочного слоя
варьирует в пределах 0.025-0.04 мм. Толщина грунта,
выполненного вероятно из белой извести, не
превышает 0.5 мм. В большинстве фрагментов на
слое грунта виден подмалевок желтой охры.
Красная краска, киноварь,
нанесена на слой оранжевой охры, коричневая
и, в ряде случаев, черная - непосредственно
на грунт. Зеленая в разбеле нанесена на
подмалевок, под темно-зеленую проложена
черная, в свою очередь нанесенная на
подмалевок. Синяя положена по рефти. Черная
краска, по-видимому, - сажа.
Установленные типы наполнителей
являются обычными для штукатурок,
используемых под настенную живопись в
средневековой Руси. В то же время, сравнение
результатов анализов по составу штукатурок
с полученными ранее в лаборатории ИИМК РАН (неопубликованы)
показывает, что по содержанию и долевому
соотношению наполнителей они ближе всего
соответствуют киевским памятникам:
церковь на усадьбе Художественного
института - зданию на Ирининской улице и
церковь Георгия (обе XI в.), а церковь на
Вознесенском спуске - части фрагментов
штукатурок из ротонды (XII в.), церквей у фуникулера
и на Покровской улице.