В 1996 г. Средневековая археологическая
экспедиция Харьковского
госпедуниверситета проводила стационарные
исследования комплекса салтовской
культуры (средина VIII - средина Х вв.) в с.
Верхний Салтов Волчанского района на
Харьковщине. Работы преследовали следующие
цели:
- проверка современного состояния городища
и крепости;
- изучение территории селища в связи с
ростом числа дачных участков и разрушением
части селища водами Печенежского
водохранилища;
- исследование могильника № 4.
Осмотр памятника привел к выводу о том,
что большинство его территории
малодоступно для изучения стационарными
раскопками. Значительная территория
городища находится под лиственным лесом.
Часть городища и каменная крепость занята
современными постройками. Подавляющая
часть прилегающего селища перекрыта
современными усадьбами. Для изучения
доступна лишь часть 1-й надпойменной
террасы близ водохранилища и вершина
одного из оврагов в СЗ части селища.
Работа на последнем из названных участков
позволила выявить зону
раннесредневекового черно-металлургического
производства,
однако сам горн был разрушен во время
строительства дачи. Здесь найдено много
кусков шлака, фрагментов колбы-тигеля от
горна новопокровского типа.
Исследование размываемой линии берега
показало наличие здесь двух культурных
горизонтов. Верхние 0,3-0,4 м - это отложения ХVIII
- нач. ХХ вв. : керамика, стекло, фрагменты
железных изделий. Под ними располагался
слой с материалами салтовской
археологической культуры : фрагменты
керамики, орудия труда, предметы конской
упряжи. Мощность этого горизонта достигала
0,6 м.
Основное внимание было уделено
исследованию могильника № 4, который был
открыт В.Г. Бородулиным в 1989 г. на западном
склоне Нетечинского оврага в 300 м на ЮЗ от
могильника № 3. В 1989-1990 гг. экспедиция
областного исторического музея
исследовала здесь 17 погребений. За сезон 1996
г. было исследовано десять погребений (№ 18-27
по сквозной нумерации). Они представляли из
себя катакомбы, состоящие из дромоса,
входного коридора и погребальной камеры. По
размерам и конструкции они очень близки
погребениям на Верхнесалтовском
могильнике № 3.
Длина дромоса исследованных катакомб
колеблется от 4,5 до 6,3 м; глубина их
составляет от 3 до 4,2 м. В каждом из них
имелись ступени, вырубленные в материковой
глине - от 2 до 15. В четырех из 10 дромосов были
найдены каменные закладные плиты или их
обломки. Большинство из них были сдвинуты
от входа в коридор и перемещены на
различные расстояния.
Коридор между дромосом и погребальной
камерой имел арочную форму с
горизонтальным дном. Средние размеры длины,
ширины и высоты составляли 0,5 м, 0,4 м и 0,6 м
соответственно.
В каждом погребении вслед за коридором
следовала погребальная камера. Чаще всего
её форма в плане представляла собой
прямоугольник с закругленными углами.
Форма камеры в профиль - полусфера. Средняя
высота погребальной камеры составляла 1,3 м,
а в плане - 1,9х1,3 м.
Рис. 1. Остатки войлочно-кожаной обуви из
погребальной камеры в катакомбе № 22.
Все исследованные захоронения были
совершены по обряду трупоположения.
Количество погребенных в камере от 1 до 4. Из
24 найденных костяков 8 имели северную
ориентацию (головой влево от входа). В
остальных случаях выяснить ориентацию было
затруднительно по причине того, что кости
располагались не в анатомическом порядке.
Кроме того, костяки подростков и детей
часто не сохранялись. Костяки лишь семи
погребенных имеют полную сохранность, а у 17
- разрушены или перемещены, что составляет
72% от всех исследованных в 1996 г., что можно
объяснить обрядом “обезвреживания
покойников” по причине страха перед ними.
Эта наиболее вероятная причина разрушения
костяков. Косвенным доказательством служит
отсутствие анатомического порядка и
неполный анатомический набор костей при
сохранении значительного количества
инвентаря, даже из драгоценных металлов.
Могли быть и иные причины повторного
проникновения в погребальную камеру:
грабёж с целью обогащения или осквернения
памяти усопшего. Добавим, что излишняя
кислотность грунта приводит к разрушению
детских костяков (при сохранении зубов).
Практически во всех катакомбах есть
подсыпка мелом или охрой. Особо отметим
катакомбы № 19 и 20. В них потолок и стены были
побелены мелом. На полу катакомбы № 18
выявлено два угольно-зольных пятна. Грунт
под ними не был прокален. По видимому, в
камеру были принесены остатки от костра.
Аналогии такому виду обрядовых действий
нам неизвестны. Предполагаем, что в этом
проявился обряд очищения погребальной
камеры огнем.
Погребальный инвентарь богат и
разнообразен. Представлены все категории
вещей: орудия труда, предметы вооружения,
домашнего обихода, конская упряжь, керамика,
многочисленные и разнообразные украшения.
Материалом для их изготовления служили,
прежде всего, железо и бронза; кроме того,
найдены предметы из серебра, золота, кости,
дерева, бересты. Украшения были изготовлены
из разноцветной стеклянной пасты, стекла,
сердолика, аметиста и горного хрусталя.
К наиболее интересным находкам можно
отнести три серебряных дирхема со следами
их повторного использования в качестве
украшений (катакомба № 24).
Уникальными находками считаем остатки
войлочных изделий. На черепной крышке
одного из погребенных (катакомба № 19)
найдены остатки войлочной шапки. В
погребальной камере катакомбы № 22 найдены
остатки войлочно-кожаной обуви. Один из “сапогов”
сохранился лучше другого (рис. 1). Судя по
деталям украшения - это был левый. Основа
его была изготовлена из войлока. Об этом свидетельствует
наличие войлочного тлена от
нижней части изделия. Голенище сохранилось
лучше, так как здесь войлок был прошит горизонтальными
строчками и изнутри
укреплен кожаной основой. Сверху вниз по
внешней стороне голенища была пришита
полоска кожи с прикрепленной бронзовой
четырехугольной пряжкой. Нижняя часть “сапога”
тоже имела ременное оснащение, о чем
свидетельствуют остатки ремня шириной 1 см.
Изнутри голенища этот ремень был
прикреплен к кожаной основе и спускался
вниз к ступне. Возможно, он пропускался под
ступнёй и затем выходил на верхнюю часть
стопы. Такой способ крепления косвенно
подтверждают находки отдельных обрывков
ремней аналогичной ширины в тлене войлока,
а также этнографические данные по кочевым
народам евразийских степей.
Обувь была украшена бронзовыми бляшками с
изображением “личины” (рис. 1, 1,
3). Одна из бронзовых бляшек имела
круглую форму, ее украшало изображение 6-лепесткового
цветка (рис. 1, 2). Здесь же найдены и серебряные бляшки с
геометрическим орнаментом (рис. 1, 4),
на одной из них сохранился и ремень. В
украшении обуви применялись и еще один вид
бляшек - серебряные лотосовидные с
изображением “личины” (рис. 1, 5).
В непосредственной близости от ремней и
бляшек найдены так называемые “усики” из
бронзы, с помощью которых они крепились
друг к другу.
Исследование такого важного и
интересного памятника требует
безусловного продолжения.
|