Как стать хорошим оратором? Всего 3 реальных практических совета.
Прежде чем перейти к самими советам, я настоятельно рекомендую ознакомиться с вводной частью, поскольку без четкого понимания, что есть подлинное ораторское искусство, овладеть им невозможно.
Введение
Ораторское мастерство – это важнейшее качество для человек занимающего руководящую должность, ибо люди, находящиеся в его подчинении, должны не только слушать его, но и слышать. К сожалению, на практике это правило выполняется далеко не всегда.
Равно такая же ситуация наблюдается и среди людей, которые должны выступать на публику в рамках презентации продукта, услуги или идеи. Малейшие и, казалось бы, незначительные моменты могут полностью смазать впечатление от вашего выступления. Что в сфере продаж является настоящие провалом.
Чтобы избежать этого, важно иметь представление о том, что такое настоящие ораторское мастерство. Ярчайшим примером 21 века является – Стив Джобс. Пожалуй, только человек, совсем отвлеченный от мира современных технологий не слышал о нем и его невероятных выступлениях на презентации продукции компании Apple. Его триумф – это самое первое появление на сцене перед широкой публикой, а именно – представлению миру революционного продукта Iphone2.
Когда неизвестный практически никому человек зрелого возраста вышел на сцену в черном свитере с засученными рукавами, обычных синих джинсах и кроссовках. На лице – легкая небритость и неказистые круглые очки. Вот она харизма. С первых шагов на сцену и до последнего слова все внимание аудитории было приковано только к Джобсу. Аналитики утверждают, что 50% успеха первого Iphone обязано именно выступлению директору самой компании.
Так, человек, увековеченный в истории, как один из самый культовых, интересных и богатых предпринимателей в истории обязан немалой доли своего успеха именно ораторским навыкам. Которые заставляли людей верить каждом слову, сказанному со сцены, не спать ночами, чтобы не пропустить презентацию нового продукта и посмотреть ее первым. Вот он настоящий резонанс, которого можно достичь только за счет настоящего мастерства.
Правило №1: Вы должны идеально знать свою аудиторию
Этот момент является одним из ключевых, говоря на разных языках с аудиторией, вы никогда не сможете донести до них то что хотите.
Так, например, проводя встречу с представителями компании-партнера вы должны владеть максимумом информации о каждом человеке, который будет присутствовать на конференции. Это позволит вам заранее подготовить материал так, чтобы он был максимально понятен людям – советовал Радислав Гандапас, когда проводил тренинги в Киеве по ораторскому искусству.
Например, использование как можно меньшего количества терминов (или же наоборот их преобладание при высоком уровне осведомленности). Грамотное разбавление монотонной речи ловкими шутками/ «острым словцом» (или же наоборот отсутствии развлекательных пробелов, в случае особой серьезности аудитории). И что особенно важно – предельное избежание неудобных тем для конкретных лиц или компании в целом.
В случае же презентации продукта для широкой аудитории, вы не можете охватить интересы каждого из присутствующих, однако можете составить четки портрет присутствующих лиц: интересы, возраст, пол, материальное положение, уровень осведомленности в том или ином вопросе.
Небольшие хитрости:
1. Неустанно следите за настроением аудитории, чтобы вовремя привлечь их внимание к себе.
2. Перед началом самой презентации обратитесь к аудитории и поприветствуйте ее.
3. Не переходите сразу к сути вопроса, а подведите к ней издалека.
Радислав Гандапас, рекомендует корпоративный тренинг для руководителей, а также такие статьи: зачем нужна самомотивация? а также, как стать лидером в компании?
Правило №2: Не извиняйтесь
Не знание этого факта является просто губительным для большинства неопытных оратором. Малейшее подозрение на то, чтобы сами плохо разбираетесь в сути вопроса, моментально изменит реакцию аудитории на все сказанные вами слова. Ваш авторитет тут же упадет, а восстановить его будет крайне сложно.
Поэтому даже если вы где-либо ошиблись или чувствуете неуверенность – не дайте людям это заметить. Вы должны быть максимально уверенны в себе, что сделает вас таким же в глазах аудитории.
Еще раз: не извиняйтесь ни при каких обстоятельствах, если вы только не прольете бутылку с водой на кого-то из сидящих в зале. Хотя и это ситуацию можно повернуть в вашу пользу, сделав ее немного комичной.
Правило №3: Следите за языком вашего тела
Этот момент является одним из ключевых. Зачастую ваше тело может рассказать о вас гораздо больше чем вы сами. Что в свою очередь прекрасно поймет аудитория. Язык тела, по крайней мере, в элементарном и обыденно его проявлении наш разум воспринимает на подсознании.
Так, например, сгорбившийся человек кажется нам неуверенным в себе. А руки в карманах говорят о несерьезности его настроя и халатном отношении к делу.
Поэтому существует ряд правил, которым придерживаются все ораторы без исключения:
1. Стоять нужно всегда прямо
Следить за осанкой не так уж трудно. Спустя пару практических тренировок вы и сами заметить, что ощущаете себя более уверенным.
2. Улыбайтесь
Улыбка действительно творит чудеса. Так вы располагаете к себе аудиторию, и делаете ее восприятие более лояльным. Важно не переусердствовать, чтобы люди не сочли вас несерьезным.
3. Контролируйте свой взгляд
Этот момент составляет треть успешного впечатления от выступающего. Ваш взгляд постоянно должен быть направлен на кого-то из аудитории, выберите 3-10 человек и постоянно перемещайте свой взгляд между ними. Так в вашей голове создастся впечатление разговора тет-а-тет, что избавит от возможной боязни сцены.
Важно: не концентрируйте свое внимание на стене за аудиторией. Спустя 10-15 минут такого ведения презентации люди начнут терять к вам интерес.
И всегда помните, что люди, сидящие перед вами – это всего лишь люди, ровно такие же, как и вы, сделанные из плоти и крови. И к каждому из них есть свой подход. При чем добиться их внимания и лояльности значительно проще, чем вы думаете.
Все изложенные выше советы являются своего рода сопутствия для того, чтобы подчеркнуть и выставить на первый план вашу харизму, который сделает все дело за вас.