Сервер восточноевропейской археологии

 Археология
Info обновлено: 13.10.2014 Сделать стартовой страницей

Копан. Город, как погибший корабль…

13.10.2014

1086591415В западной части Гондураса, почти на границе с Гватемалой, расположены величественные руины Копана. Долгое время они были скрыты от человеческих глаз за густым пологом джунглей, а частью и под землей. Обнаружили их только в 17 веке. А первые пробные раскопки провели в 19 веке. Вид на руины Копана украсил многие банкноты Гондураса достоинством в 1 лемпиру. Со временем это превратилось в своеобразную традицию — начиная с 1951 года рисунки артефактов и древних сооружений Копана уже не сходят с купюр. Портреты правителей Американский исследователь-любитель и первооткрыватель многих великих городов майя Джон Ллойд Стефенс под впечатлением от увиденного так отозвался о Копане: «Он лежал перед нами, словно потерпевший крушение корабль. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто уже не сможет сказать, откуда он шёл, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели». Изучение Копана поставило перед учеными массу вопросов. Взять, к примеру, его знаменитые девять стел, установленные на Церемониальной площади. Изначально было неясно, кого они изображают. Одна из этих стел есть практически на всех бонах Гондураса в 1 лемпиру. Это так называемая Стела А.

Сначала учёные рассмотрели на ней странное существо — получеловека-полузверя. Но затем выяснилось, что стелы Копана — это увековеченные в камне правители города. На них также высечены даты правления и семейные хроники того или иного монарха. Стела «А» относится к правлению царя «Восемнадцать кроликов» и датируется 731 годом н. э. Майя называли его Вашаклахун-Убах-Кавиль. «Восемнадцать кроликов» — лишь смысловой перевод имени на малоизученном языке майя. Если верить ученым, то практически все правители майяской империи носили странные, а нередко и вовсе дикие для нашего слуха имена. Слева на купюре — Стела «В». Она изображает предшественника царя «Восемнадцать кроликов», которого звали «Дымчатый ягуар». При нём Копай достиг наивысшего могущества. В центре дензнака — статуэтка поющей богини. А по краям банкноты — изображения верховного божества майяского пантеона Ицамны, выглядывающего из пасти дракона.

Ворота в преисподнюю

Посетители Копана часто совсем не знают, что, прогуливаясь по Церемониальной площади, ступают там, где когда-то ручьями текла человеческая кровь. Жрецы и цари майя были известны своей патологической страстью к человеческим жертвоприношениям. В Копане церемониальные убийства отражены и в сюжетах барельефов, и в иероглифах. В городище были обнаружены и захоронения, останки в которых принадлежат людям, погибшим насильственной смертью. А ещё в Копане находится второй по величине (после Чичен-Ица) «стадион» для игры в мяч из открытых на территории, которую занимала империя майя. Площадка сориентирована по оси север-юг и указывает на север, где, по представлениям индейцев, находился вход в царство мёртвых. Сделано это было неспроста, ведь игра в мяч носила ритуальный характер и посвящалась могущественным богам. Она почти всегда, как полагают учёные, заканчивалась смертью одного или нескольких игроков. По легенде, цари Шибальбы (загробного мира) были возмущены шумом от игры в мяч, которую затеяли братья-близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке у них над головами.

В своё время отец юношей и их дядя также умудрились потревожить повелителей царства мёртвых, за что поплатились жизнью. Дело происходило так: владыки Шибальбы пригласили их к себе и предложили сыграть в мяч с ними. Братья согласились и отправились в подземный мир, где проиграли обитателям преисподней и были казнены. Им отрубили головы, а их великолепное снаряжение для игры (шлемы, наколенники и кожаные набедренные пояса) боги забрали себе. Хун-Ахпу и Шбаланке также были приглашены в царство мёртвых, но, в отличие от своих предков, показали себя более хитрыми и ловкими. Они выиграли у богов и положили начало многовековой традиции совершенно оригинальной игры… Мяч был каучуковым и весил больше двух килограммов. Его нужно было пробросить сквозь каменное кольцо, отверстие в котором — чуть больше самого мяча. Тот, кому удавалось сделать это первым, становился победителем. Вот только кольцо находилось в двух метрах от земли. А касаться мяча разрешалось исключительно бёдрами, локтями и ягодицами. Остаётся добавить, что участвовать в игре могли или две команды, или два игрока. Инсценируя символическую борьбу царей майя и повелителей царства мёртвых, ярко отраженную в легенде, игру часто завершали ритуалом обезглавливания. Есть предположения, что в жертву приносился капитан выигравшей команды. Ведь богам полагалось все самое лучшее. Но возможно, казнили и всю проигравшую команду. Тем более если та состояла из военнопленных.

Иероглифическая лестница

В непосредственной близости от площадки для игры в мяч находится ещё одна достопримечательность Копана — «Храм 26» в виде пирамиды. Его знаменитая иероглифическая лестница высотой 20, а шириной 10 метров по-своему уникальна. Все её 55 ступеней покрыты изящными иероглифами, в которых «закодирована» информация об истории города. Это самая длинная из известных надписей на памятниках майя. Её частичная расшифровка дала исследователям имена многих правителей города, а также сведения об их военных победах и свершениях. К сожалению, в оригинальном состоянии сохранились лишь символы на 15 нижних ступенях. Те, что находились выше, были повреждены в результате землетрясений 16-17 веков. Но во время реставрационных работ, проводимых в начале 20-го века, иероглифы на верхних ступенях были восстановлены произвольно, и прочитать их сегодня в первоначальном виде не представляется возможным. Наиболее эффектное изображение иероглифической лестницы в Копане украсило 1 лемпиру 1974 года.

Хануман Нового Света

Раскапывая городище, археологи сделали несколько сенсационных открытий. В первую очередь, выяснилось, что копанские владыки часто перестраивали сооружения своих предшественников. Практически любое строение комплекса покоится на фундаменте более древнего. А в 1989 году была сделана самая крупная находка. Под землей обнаружился целиком сохранившийся храм. В списке сооружений Копана он значится как «Храм 16». Но «в миру» у него более выразительное название — Росалила. Дело в том, что он выкрашен в яркие, не поблекшие за века цвета. При этом превалирует красный. Возможно, в Росалиле находилась могила первого из копанских монархов. Тогда храму не менее 1400 лет. Пока он не нашёл своего отражения на национальной валюте Гондураса, чего не скажешь о других объектах комплекса. На 1 лемпире 1951 года можно рассмотреть фасад «Храма 11». У верхней ступеньки коленопреклоненное существо, напоминающее индийского Ханумана, — получеловек-полуобезьяна ревун. В его образе учёные увидели грозное божество, повелевавшее ветрами и ураганами. В руке оно держит факел. На переднем плане купюры — стела с портретом «Дымчатого ягуара». Археологи называют Копан самым красивым городом майя. Его живописные руины посещают ежегодно до 60 тысяч туристов. С 1980 года он входит в реестр охраняемых ЮНЕСКО памятников всемирного наследия.

 
Сервер восточноевропейской археологии - 2018.
Все права защищены.
Rambler's Top100 Service Яндекс.Метрика