Крещение Руси, дата известна не только историкам
Содержание
Когда темой дружеского разговора или беседы между коллегами вдруг становится крещение Руси, дата этого события обычно известна далеко не всем его участникам, выясняется, что очень многие её не помнят, но тем не менее, это один из знаменательных моментов нашей истории. Год крещения Руси стал определяющим для последовавшего за ним духовного преображения русского народа и русского государства в целом и поставил его на очередную ступеньку культурного развития, буквально предсказав его будущее на века и наметив нашу с вами сегодняшнюю реальность.
Чтобы понять всю важность крещения Руси, стоит попытаться на время перенестись в эпоху отечественного средневековья и посмотреть на происходившие тогда события глазами славян, населявших русское государство той поры, а ещё познакомиться поближе с историей, предшествовавшей данному глобальному перевороту в культуре нашей страны.
Предпосылки крещения Руси
Надо признать, что крещение Руси, дата которого известна не только историкам, но и очень многим образованным людям современности, всё же не было делом одномоментным. До тех пор в течение многих лет его подготавливали христианские проповедники, в большинстве своём греки из Византии. Одним из осуществлённых ими актов было и появление у славян письменности. Стоит ли и говорить, что греческие проповедники изобрели кириллицу и глаголицу лишь с той целью, чтобы моравские славяне Балкан – болгары, смогли читать Священное Писание на понятном им церковнославянском языке. Позднее сложившийся алфавит был принят и русским государством, где закреплён и по сей день.
Следует учесть и то, что когда произошло крещение Руси, в русском государстве уже имелись свои христиане, и их было довольно большое количество. Например, христианкой была любимая всеми русскими княгиня Ольга - бабка князя-реформатора Владимира, принявшего крещение. Существовала в Киеве и православная Десятинная церковь, появившаяся там задолго до официального крещения Руси, хоть и конкретный год её постройки нам сейчас неизвестен.
Всё это означает, что крещение Руси, кратко которое описать вряд ли возможно, да и не нужно, было ничем иным, как заключением долгих лет хождения христианских идей и их проповедников по русской земле, необходимым для культурной эволюции русского народа и его развития в последовавшие затем века.
Причины, по которым князь Владимир решил провести подобную реформу
- Духовные устремления князя.
Они имели место, но вряд ли сделались основными для принятия решения. - Процветание государства.
Так как Русь была к середине Х века государством, занимавшим большую площадь и собравшим в себе множество различных славянских племён, князь Владимир искал возможности укрепления подвластной ему страны, а крещение, ещё в большей мере, чем чиновничий аппарат или единый свод законов и податей, могло стать одной из них – у всего населения в целом появился бы один бог. - Благоприятное впечатление, полученное князем от христианской церковной службы.
Князю было предложено сделать выбор между двумя важнейшими в то время религии – исламом и христианством, но именно греческая религия показалась Владимиру особенной. Кроме того, принадлежность к христианству присоединяло Русь к другим наиболее развитым государствам той поры, исключая её из варварских стран и делая страной цивилизованной. - Возможность взять в жёны византийскую принцессу.
Итак, в 988 Русь получила своё крещение, но произведено оно было насильно. Русских язычников, согласно летописи, загоняли для крещения в реку Почайну (приток Днепра близ Киева) почти что силой. Нельзя не признать того, что и после крещения, в течение ещё долгих десятилетий на Руси было много язычников, и их вера пользовалась большим влиянием. Более того, в православный пантеон русских вошли языческие боги, превратившись в святых, известных нам по сей день.
Но крещение 988 года сделало своё дело, и открыло для русского государство окно в новый мир, в новую эпоху, а восточно-славянские народу объединились и обособились от остальных славян, сблизившись между собой.
Даже наша сегодняшняя цивилизация и наша современная культура несёт в себе остатки влияния тех событий, несущих в себе каноны Византии, отражая их в живописи, архитектуре и литературе.