Перейти:

 www-archaeology

Home

 

Восточно-
европейский археологический журнал
 


   
Птицевидные идолы:

Сюжеты птицевидных пластин впервые появляются в эпоху бронзы и раннем железном веке. Они встречаются в составах древних святилищ-костищ. По мнению В.Ф. Генинга они связаны с погребальным обрядом и являются вместилищами человеческих душ. На некоторых таких костищах найдены пережженые кости человека - судя по всему, остатки человеческих жертвоприношений...

Далее...
 

 

Бляхи: 
Композиции блях состоят из фигур людей, животных, птиц. Наиболее распространенный сюжет - фигура человека с лосиной головой, человеколось. Композиции отражают космогонические представления древнего населения Приуралья, а сами бляхи связаны с манипуляциями шаманов, пытавшимися воздействовать на мир духов.

Далее...
 

 

Шумовые подвески:
Шумящие подвески чаще всего обнаруживаются археологами в погребениях, всегда с обеих сторон костяка. Такое расположение заключало определенный магический смысл: удвоение символа усиливало охранительное действие аммулета.

Далее...

Чудь - древнее общеславянское слово для определения финно-угорского населения северо-востока Русской равнины. Под именем "чуди" выступали в том числе предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Возникнув в новгородских землях и зафиксированное уже в начальных строках летописей, это этническое определение для народов с языком и обычаями сильно отличными от славянских (или "чудными") по мере продвижения русских на восток распространилось до Урала, а затем проникло и в Сибирь.

Зарождение искусства урало-сибирского звериного стиля относят к палеолиту. Первые произведения искусства на Урале были созданы человеком современного типа 25-30 тыс. лет назад. В Каповой пещере в Башкирии открыты и исследованы силуэтные изображения мамонтов, диких лошадей и шерстистых носорогов. Расцвет искусства каменного века на Урале приходится на V-III тыс. до н.э. Для него характерны простота форм, силуэтное изображения животных и человека. Миниатюрные плоские скульптурные фигурки животных и человека встречаются во II тыс. на стоянках неолита-бронзы. Расцвет художественного литья здесь приходится на VI-VIII вв., период ломоватовской археологической культуры. Дальнейшее развитие стиля продолжается в родановской археологической культуре IX-XIV вв. Совершенно эти мотивы исчезают лишь к XIII в. превращаясь в стилизованный орнамент.

Эти фигурки имели колдовской, магический смысл. Сюжеты с животными согласно этнографическим данным были связаны с поминанием родовых предков-тотемов или являлись изображением души-тени, которая согласно представлениям сибирских этносов после смерти следует за умершим человеком. По назначению эти вещи использовались по-разному. Бляшки средних и мелких размеров с отверстиями или ушками для подвешивания служили украшениями одежды шаманов. Они предохраняли от злых сил. Крупные пластины без приспособлений для подвешивания врезались в стволы деревьев или в деревянные изображения идолов. Часть предметов по-видимому относилась к символам власти родовых и племенных вождей или указывала на принадлежность к определенному роду и племени.

Происхождение звериного стиля не до конца выяснено. Диапазон высказывавшихся в разное время мнений колеблется от признания его целиком заимствованным из какого-то очага древнего искусства, переднеазийского или скифо-эллинского, до целиком местного его происхождения, связанного с предками современных уральских этносов. Не вызывает сомнений воздействие на него скифо-сибирского и скифо-сарматского звериных стилей. Его развитие шло одновременно у разных по происхождению племен находившихся в интенсивном культурном и торговом обменах друг с другом. Общие сюжеты распространяются в раннем средневековье от Прикамья до Западной Сибири и исследования ученых позволяют выявить местные особенности приуральского, зауральского и западносибирского очагов древнего искусства. На этих обширных территориях в то время начинали складываться предки пермских, угорских, а затем и тюркских народностей.



© 2000, Лаборатория аналитических исследований НИИПОИ МКИ Украины

MUSEUM ARCHAEOLOGICUM | Home | Восточноевропейский археологический журнал | Вход на сервер | Info