|
|
| |
| Птицевидные
идолы:
| |
Сюжеты птицевидных пластин впервые
появляются в эпоху бронзы и раннем железном
веке. Они встречаются в составах древних
святилищ-костищ. По мнению В.Ф. Генинга они
связаны с погребальным обрядом и являются
вместилищами человеческих душ. На
некоторых таких костищах найдены
пережженые кости человека - судя по всему,
остатки человеческих жертвоприношений... |
Далее... |
|
Бляхи: |
| | Композиции
блях состоят из фигур людей, животных,
птиц. Наиболее распространенный сюжет -
фигура человека с лосиной головой,
человеколось. Композиции отражают
космогонические представления
древнего населения Приуралья, а сами
бляхи связаны с манипуляциями шаманов,
пытавшимися воздействовать на мир
духов. |
Далее... |
| Шумовые
подвески: | |
|
Шумящие подвески
чаще всего обнаруживаются археологами в
погребениях, всегда с обеих сторон костяка.
Такое расположение заключало
определенный магический смысл: удвоение
символа усиливало охранительное действие
аммулета. |
Далее... |
|
|
Чудь - древнее общеславянское слово для
определения финно-угорского населения
северо-востока Русской равнины. Под именем
"чуди" выступали в том числе предки современных
эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков.
Возникнув в новгородских землях и
зафиксированное уже в начальных строках
летописей, это этническое определение для
народов с языком и обычаями сильно
отличными от славянских (или "чудными")
по мере продвижения русских на восток
распространилось до Урала, а затем проникло
и в Сибирь.
Зарождение искусства урало-сибирского
звериного стиля относят к палеолиту. Первые
произведения искусства на Урале были
созданы человеком современного типа 25-30 тыс.
лет назад. В Каповой пещере в Башкирии
открыты и исследованы силуэтные
изображения мамонтов, диких лошадей и
шерстистых носорогов. Расцвет искусства
каменного века на Урале приходится на V-III
тыс. до н.э. Для него характерны простота
форм, силуэтное изображения животных и
человека. Миниатюрные плоские скульптурные
фигурки животных и человека встречаются во II
тыс. на стоянках неолита-бронзы. Расцвет
художественного литья здесь приходится на VI-VIII
вв., период ломоватовской археологической
культуры. Дальнейшее развитие стиля
продолжается в родановской
археологической культуре IX-XIV
вв. Совершенно эти мотивы исчезают лишь к XIII
в. превращаясь в стилизованный орнамент.
Эти фигурки имели колдовской, магический
смысл. Сюжеты с животными согласно
этнографическим данным были связаны с
поминанием родовых предков-тотемов или
являлись изображением души-тени, которая
согласно представлениям сибирских этносов
после смерти следует за умершим человеком.
По назначению эти вещи использовались по-разному.
Бляшки средних и мелких размеров с
отверстиями или ушками для подвешивания
служили украшениями одежды шаманов. Они
предохраняли от злых сил. Крупные пластины
без приспособлений для подвешивания
врезались в стволы деревьев или в
деревянные изображения идолов. Часть
предметов по-видимому относилась к
символам власти родовых и племенных вождей
или указывала на принадлежность к
определенному роду и племени.
Происхождение звериного стиля не до конца
выяснено. Диапазон высказывавшихся в
разное время мнений колеблется от
признания его целиком заимствованным из
какого-то очага древнего искусства,
переднеазийского или скифо-эллинского, до
целиком местного его происхождения,
связанного с предками современных
уральских этносов. Не вызывает сомнений
воздействие на него скифо-сибирского и
скифо-сарматского звериных стилей. Его
развитие шло одновременно у разных по
происхождению племен находившихся в
интенсивном культурном и торговом обменах
друг с другом. Общие сюжеты
распространяются в раннем средневековье от
Прикамья до Западной Сибири и исследования
ученых позволяют выявить местные
особенности приуральского, зауральского и
западносибирского очагов древнего
искусства. На этих обширных территориях в
то время начинали складываться предки
пермских, угорских, а затем и тюркских
народностей.
|