Психологи рекомендуют: детям лучше жить у леса
Чем ближе дети и молодежь живут к лесу - тем лучше когнитивное развитие и меньше риск эмоциональных и поведенческих проблем, как пишется в исследованиях, проведенных учеными Лондона, которые могут повлиять на решения по планированию в городских районах.
В одном из исследований на эту тему психологи использовали данные по более 3500 детям и подросткам в возрасте от 9 до 15 лет из школ Лондона. Этот возрастной период - ключевой в развитии у подростков мышления и понимания мира. В исследовании, опубликованном в журнале Нейчер Састейнабилити, рассматривались связи между различными видами среды, общим благополучием учащихся и когнитивным развитием.
Всю среду ученые подразделили на голубую и зеленую. Зеленая зона - это леса, луга и парки, а голубое пространство - море, реки и озера. Исследования проводили через спутник использовали, чтобы рассчитать, как воздействует среда каждый день на каждого из подростков - 50, 100, 250 и 500 метров от дома и школы.
И вот к каким потрясающим результатам пришли ученые: чем больше воздействие лесов (не пастбищ) – тем больше показатель когнитивного развития у подростка, и у этих детей также отметили на 16% понижение риска поведенческих и эмоциональных проблем через 2 года.
Похожий эффект обнаружился и для других зеленых пространств, кроме лесов – они значительно способствовали когнитивному развитию, хотя и меньше. По синим пространствам исследователи не уверены: низкие показатели по ним вполне могут быть связаны с тем, что просто доступ к синим пространствам был меньше. Срез синих пространств еще планируется к изучению.
Давно статистически подтверждено, что каждый десятый ребенок и подросток в возрасте от пяти до 16 лет (по данным на Лондон) болен психическим заболеванием в клинической форме и нуждается в помощи детского психолога, причем чем скорее, тем лучше. Исследование по зеленой среде еще раз подтверждает, что природное пространство может быть целительным, хотя ученые еще не вполне понимают как именно и почему.
По результатам исследования, разумно было бы чтобы градостроители планировали здания с учетом экосистемы, учитывали тип пространства – ради здоровья психического и физического детей и подростков. Как жилые здания, так и школы могут строиться ближе к зеленым пространствам – и от этого выиграют не только школьники и молодежь, чье здоровье сильно улучшится, но и все общество в целом.