Развитие архитектурных традиций Византии
Историю развития архитектурных традиций Византии можно разделить на три периода. Первый, ранневизантийский, период начался в 5 веке и продолжался до 8 века, ему на смену пришел середневизантийський период, продолжавшийся в течение семи веков, а затем, в 13 веке, начался позневизантийський период, который тянулся к 15 веку. После этого на смену византийской культуре пришла другая.
Расцвет ранневизантийского периода
Временем наивысшего расцвета считается ранневизантийський период, особенно 527-565 годы, были временем правления императора Юстиниана первого. Именно тогда Византия превратилась в огромную империю, которая распространялась на Адриатику, Италию, Южное Средиземноморье, Грецию, полуостров Малая Азия и Передняя Азия. Византийские мастера, создавая новые храмы, дворцы и другие здания в античных традициях, одновременно вносили новые идеи, заимствованные у завоеванных стран.
При строительстве монументальных сооружений учитывалось влияние христианской религии на политическую и общественную сферы жизни общества. Поэтому наибольшее значение придавалось возведению храмов. Строители пытались найти оптимальные пропорции, соответствующие назначению зданий, а также элементы декора, подчеркивающие значение в государстве христианства и величие императора.
Развитие мировой архитектуры
Главным вкладом Византии в развитие мировой архитектуры является создание купольных композиций храмов, которые привели к появлению новых типов зданий. Среди них необходимо назвать купольную базилику, центрическую церковь с куполом на восьми опорах, а также крестовокупольную систему. Первые два типа появились еще в ранневизантийський период, а последний - позже, в середневизантийський.
Многие церкви ранневизантийского периода имели перекрытия в форме купола, опиравшийся на отдельно стоящие опоры с помощью парусного свода. Купола первых церквей имели опоры в виде парусов и подпружных арок. Впоследствии добавился еще один элемент конструкции - барабан. Его укладывали на паруса и арки, а уже на нем покоился купол. В стенах барабана, как правило, создавались окна, через которые дневной свет проникал в подкупольное пространство.
Достигнув высокого мастерства в сооружении сводов, византийские зодчие получили возможность возводить не такие массивные опорные конструкции, как раньше. Уменьшился расход материала, использования человеческого труда, что привело к снижению материальных затрат.
Особое значение уделялось мозаикам. Они выполнялись не только из камня, но и из окрашенных стеклянных сплавов, назывались смальтами. Мастера часто комбинировали матовые, прозрачные и позолоченные смальты, а также каменные кубики и создавали таким образом великолепные мозаики.