Сервер восточноевропейской археологии

 Археология
Info обновлено: 10.09.2014 Сделать стартовой страницей

Специфические особенности византийской культуры

18.07.2014

Культура человечества с самого начала формируется как совокупность текстов и артефактов, являющихся реальными или потенциальными текстами, объединенных традицией. Генерация текстов происходит во взаимодействии с другими текстами и с семиотический средой - «семиосфера» (Ю. Лотман), следовательно в контексте. Однако гиперинтерпритация исключается «интенцией текста» (У. Эко), чтобы расшифровать текст, стоит, прежде всего, учитывать контекст, что, как правило, соотнесен с определенным культурным опытом, традицией.

 

Традиция имеет оправдания уже вследствие самого факта своего существования, она не является истиной, но является процессом, путем. Постмодерном отвержение традиции, контаминируется скорее с «подростковым» инфантилизмом. Тем более история любой традиции всегда была историей ее критического пересмотра, где осмысливания достигалось через перевод. Драма столкновения традиции с инновацией способствовала трансформации первой в последнюю. Именно традиция формировала культуры и цивилизации.

 

Сейчас цивилизация понимается как локальное сообщество, сплоченная вокруг определенных универсальных ценностей. Античный универсализм был заложен в западнохристианскую и восточнохристианскую цивилизационные матрицы, христианство добавило к каждой еще и духовный универсализм.

 

Специфика византийской культуры

 

Специфика византийской культуры по сравнению с западной, заключалась в том, что античность и христианство не находились здесь в конфронтации или в диалоге (как в Западной Европе с эпохи Ренессанса), а находились в пределах одной традиции с начала ее возникновения и до завершения. Однако, несмотря на обще христианскую настроенность, византийская культура была инвариантной и даже полярной в рамках системы.

 

Необходимо сразу отделить пост-языческую, народную традицию Византии как рецессивный, продолжавшей инерционно развиваться, несмотря на ее активную адаптацию государством и церковью, от доминантного, христианской. Оба направления единой византийской культуры более всего соотносятся с «дионисийского» и «аполлонической» составляющими собственно античного духа, как это обозначил и обобщил Ницше в работе «Рождение трагедии или эллинства и пессимизм». Угадана мыслителем антиномия греческой культуры, была распространена им на европейском сознании всего в качестве двух противоположных мировоззренческих начал, в то же время органично дополняющих друг друга. Эта культурная парадигма, безусловно, является легитимной для всех государственных образований, вобравшие эллинские культурные истоки. Однако античная коллизия противоположностей то теряла былую актуальность в диахронии Византийской цивилизации, то восстанавливала в финальной синхронии.

 
Сервер восточноевропейской археологии - 2017.
Все права защищены.
Rambler's Top100 Service Яндекс.Метрика