Сервер восточноевропейской археологии

 Археология
Info обновлено: 10.09.2014 Сделать стартовой страницей

Царица сарматов Амага

18.08.2014

Если верить легенде, в основе которой заключались реальные исторические события на рубеже 3-2 веков до н. э., то человек царицы сарматов Амага царь Медоссак пьянствовал и покинул государственные дела. Амаги "сама расставляла по всей стране гарнизоны, отражала нападения врагов и помогала соседям, которых оскорбляли".

Скифское войско осадило Херсонес, и херсонеситы обратились за помощью к Амаге. Тогда она, отобрав сто двадцать лучших воинов, "дала каждому по три лошади в поход" и, преодолев за сутки одну тысячу двести стадиев, внезапным ударом нанесла поражение скифам, "убила царя и тех родственников и друзей, которые были с ним, страну отдала херсонеситам, а царскую власть поручила сыну убитого, приказав ему властвовать справедливо ".

Где же располагалась ставка Амаги? Учитывая расстояние (стадий равен 155-160 м), это были степи за Перекопом, о чем косвенно свидетельствует и термин "соседи".

Легенда о Амаге считается очередным свидетельством воинственности сарматских женщин, которую отмечали античные авторы. Псевдо-Гиппократ писал, что "их женщины ездят верхом, стреляют из луков и бросают дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девках". По словам Помпония Мели, у сарматов "... женщины становятся в конных столкновений и соревнуются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и убивают их затягиванием".

В силу специфики образа жизни номадов, когда очень часто мужчины шли в перекочевники со стадами, участвовали в дальних наездах и войнах, гибли в боях, женщины кочевого общества должны были обладать лошадью и оружием, чтобы при необходимости защищать себя и детей. Эта специфика вообще способствовала такому себе относительно независимому состоянию женщины среди скотоводов.

Возможно, у сарматов, как и в среднеазиатских кочевников, существовали определенные возрастные группы, во время пребывания в которых девушек учили владеть оружием, ездить верхом и сражаться. В этой связи показательны данные Имя Гиппократа: "Они (сарматки) остаются в девках, пока не убьют трех врагов ... после того, как они выйдут замуж, тотчас же перестают ездить верхом, пока не появится необходимость в общем походе". Участие женщин в боевых действиях у кочевников, в том числе и у сарматов, скорее всего, практиковалась лишь в крайнем случае - когда все защищались от врага, количественно преобладал, или при отсутствии мужчин.

 
Сервер восточноевропейской археологии - 2018.
Все права защищены.
Rambler's Top100 Service Яндекс.Метрика