Загадки древних ликов
В 1850 году французский священник, миссионер Шарль-Эмиль Буйево, в непроходимых джунглях северо-западной Камбоджи нашёл гигантские развалины древнего города Ангкор-Тхом. Жители соседнего селения объяснили европейцу, что поразившие его строения являются остатками королевского дворца, имя которому Ангкор. А десятью годами позже его земляк, путешественник Анри Муо в тех же краях нашёл и сказочный дворец Ангкор-Ват.
Современные учёные и исследователи оценивают общую площадь, занимаемую всеми сооружениями Ангкора, в 200 квадратных километров. Редкую банкноту Камбоджи не украшают виды величественных башен в форме бутонов лотоса или загадочно улыбающиеся каменные лики Ангкор-Тхома. Одно из последних банкнотных изображений помещено на купюре государства номиналом 20000 риелей 2008 года.
Культовое сооружение, силуэт которого занимает почётное место на гербе Камбоджи уже с 1863 года, было возведено в 11-м веке царём Сурьяварманом Вторым (1113-1150 годы). Храм посвящался индуистскому богу Вишну. Существует мнение, что после смерти правителя центральная башня строения, символизировавшая мифический центр мира, играла роль царской усыпальницы. Впрочем, в подтверждение этой теории пока не найдено весомых доказательств. Постройки Ангкора часто имеют довольно оригинальные названия. Например, «Священный меч» (храм Пре-Кхан) или «Священный бык» (храм Пре-Ко). А неподалёку от храмового комплекса Байон расположилась так называемая Слоновая терраса. Оттуда древние властители любовались праздничными процессиями.
Загадки прокажённого короля
С названием другой террасы связана тайна, не разгаданная до сих пор. Это терраса Прокажённого короля. В прошлом она, вероятно, была местом кремации останков царственных особ. Своё экстравагантное название терраса приобрела благодаря установленной на её широкой платформе статуе. В настоящий момент постамент занимает копия, а древний оригинал хранится в Национальном музее Пномпеня, столицы Камбоджи. К радости коллекционеров-бонистов, скульптуру прокажённого короля можно увидеть и на бумажных деньгах. Её единственное банкнотное изображение присутствует на 20 пиастрах Французского Индокитая середины прошлого века. Кто именно из правителей Ангкора являлся прокажённым королём, неизвестно. Его имя затерялось в архивах истории, а возможно, и намеренно было вычеркнуто оттуда. Не нашла документальной поддержки и смелая версия о том, что им мог быть король Джаяварман Седьмой (1125-1218), который якобы умер от проказы. Свой выбор учёные попытались объяснить тем, что в период правления этого короля было построено более сотни лечебниц и лепрозориев. Кстати, есть предположение, что каменные лики, украсившие башни Ангкор-Тхома со всех четырёх сторон, — портретные изображения этого короля.
Джаяварман Седьмой — наиболее почитаемый из древних правителей Камбоджи. Взойдя на престол в тяжелейшее для страны время, он приложил немало усилий, чтобы освободить народ от иноземного ига. В результате многих военных кампаний он ещё и значительно расширил границы государства. К концу его царствования территория Кхмерской империи и подвластных ей земель охватывала весь южный Индокитай. Ему мы обязаны и огромным количеством неповторимых по красоте храмовых сооружений, которые и сегодня радуют глаз всякого, кто приезжает в Ангкор-Ват. Джаяварман Седьмой был мистиком. Возможно, он, как никто другой, чувствовал тонкую грань, разделявшую в представлении древних миры людей и богов. Однако он — единственный из всех кхмерских владык, в правление которого храмы украшались барельефами со сценками не только из жизни небесных царей, но и быта простого люда. Фрагменты таких барельефов запечатлены на бонах в 500 риелей 1958-1972 и 1973-1975 годов. На каменной стене одного из храмов он распорядился выбить такие слова: «Страдания народа, а не личные, являются страданиями правителя».
Относительно статуи с террасы Прокажённого короля высказывались самые разные теории. Она могла изображать кхмерского бога богатства и достатка Ка-беру. В некоторых легендах упоминается, что он тоже был прокажённым. Но вероятнее всего, миф о прокажённом короле возник в результате неверной интерпретации упомянутого скульптурного изображения. Дело в том, что поверхность скульптуры (оригинала) местами — главным образом в области лица, шеи и груди — серьёзно повреждена лишайником.Так что при созерцании древней реликвии создаётся впечатление, что её прототип имел какие-то физические недостатки или страдал от проказы — в прошлом весьма распространённого заболевания. Ведь этот недуг, как известно, не ведал различий между простыми смертными и их венеценосными владыками.
Персонажи древних эпосов
На банкнотах Камбоджи можно встретить как изображения целых городов-храмов, так и рисунки отдельных архитектурных элементов. Например, на одной из банкнот изображена знаменитая арка сакрального комплекса Преах Вихеар, живописные развалины которого расположены в приграничной зоне между Камбоджей и Таиландом. Её виды часто помещались на бумажных деньгах страны. В то же время на актуальном банковском билете из Камбоджи номиналом в 50 риелей показан храм Бантей-Срай. Он является частью комплекса, название которого можно перевести как «женский монастырь», или, что было бы ещё более точным, «цитадель женщин». По преданию, храм в 967 году основал один брахман в честь Шивы. Бантей-Срай — наиболее хорошо сохранившееся сакральное строение Ангкора. Потому что открыто и «отвоевано» у джунглей оно было сравнительно недавно. Известность ему принесли невероятно красивые барельефы, в основу которых легли сюжеты, позаимствованные камнетесами из древних индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата. На купюре хорошо передан и несколько нетипичный для строений Ангкора цвет камня. При возведении Бантей-Срай использовался розовый песчаник. На переднем плане рисунка — статуя бога обезьян, мудрого и ловкого Ханумана.
Для тех, кто уже успел вкусить прелести древнеиндийских эпических поэм, посещение Ангкор-Вата может стать настоящим откровением. Ибо персонажи Рамаяны и Махабхараты встречаются там на каждом шагу. К примеру, в основу сюжетов Западной галереи легла знаменитая битва на Ланке, когда Рама в паре с Хануманом боролся с чудищем Раваной. В то же время Восточная галерея рассказывает историю битвы Вишну с полчищами демонов. При этом верховное божество восседает верхом на получеловеке-полуптице Гаруде. Ещё одному прекрасному образцу архитектурного наследия древних кхмеров посвящено изображение на боне в 10 риелей 1972 года. Это богато украшенный каменной резьбой вход в ещё и сегодня действующую молельню комплекса Бантей-Срай.
Что случилось с Ангкором
Учёные до сих пор ломают голову над тем, что же произошло с Ангкором, имевшим ко времени своего расцвета до 600000 жителей. Создаётся впечатление, что люди покинули этот средневековый мегаполис внезапно. Может быть, произошла какая-то катастрофа или по государству прокатилась волна жуткой эпидемии? На сей счёт существуют самые разные предположений. Учёные, однако, с высокой степенью уверенности заявляют, что ещё в конце 7-го века в той местности не было ни одного более или менее крупного поселения. Довольно убедительным выглядит предположение, что Ангкор погубила необузданная страсть кхмерских правителей к строительству культовых сооружений. На протяжении нескольких поколений были исчерпаны все возможные ресурсы, как человеческие, так и денежные. Затраты были настолько огромными, что казна опустела. А население в результате непосильных налогов обеднело настолько, что уже больше не смогло оправиться. В итоге правители некогда мощного царства не только не могли себе позволить создавать новые дворцы и храмы, но и не имели средств на поддержание в должном состоянии уже имевшихся.
Постепенно всё приходило в упадок. Больше некому было очищать каналы от ила и содержать в порядке систему водоснабжения. Богатые урожаи остались в прошлом. Народ голодал. В конце концов, город-храм был оставлен на произвол судьбы. Люди ушли из него, и все последующие столетия там распоряжались джунгли. Похоже, что Ангкор и его прекрасные святилища ещё долго будут хранить свои тайны. И ещё не одно поколение историков и археологов будет прикасаться к шершавой поверхности великолепных каменных барельефов и наслаждаться ощущением приближающегося открытия.