Сервер восточноевропейской археологии

 Археология
Info Сделать стартовой страницей

Завоевательные войны в Новом свете. Ацтеки

21.07.2015

AztecsАцтеки - это наименование служит предметом дискуссий. Слово «ацтек не является исконным, хотя и имеет под собой некую культурную основу. Впервые его использовал европеец, исследователь-натуралист Александр фон Гумбольдт, а позднее оно приобрело популярность благодаря опубликованной в 1843 г. «Истории завоевания Мексики» Уильяма Г. Прескотта. Ацтек - всего лишь эпоним, образованный от названия Астлан, «Страна Белой Цапли», легендарной прародины семи пустынных племен чичимеков, которые чудесным образом явились из пещер в сердце священных гор к северу от долины Мехико (здесь и далее дается традиционный и более привычный для нас перевод названия Mexico, хотя на агутекском языке науатль оно произносилось как «Мешико»). Они вели мирную жизнь, занимались охотой и рыболовством, пока боги не велели им совершить завоевание. Чичимеки пустились в путь и однажды увидели, как молния ударила в дерево и расщепила его. Седьмое и последнее из племен, членов которого правильно именовать мешиками, приняло это за знак отделиться и следовать своей собственной судьбе. Оно странствовало еще много лет, иногда живя охотой, иногда оседая и возделывая землю, но никогда не оставалось на одном месте надолго.

После падения Тулы (Толлана), столицы государства тольтеков, владычествовавшего в Центральной Мексике с 9 по 13 века, мешики решили двинуться на юг к озеру Тешкоко (Тешкоко). Истощенные и не имеюшще союзников, мешики вскоре подверглись нападениям местных тольтекских вождей, под напором которых им пришлось отступить на остров посреди озера. На этом острове они увидели чудесное явление: орла, сидящего на выросшем из скалы кактусе. Это был знак Теночтитлана, конца пути. Не имея за душой ничего, кроме славы свирепых воинов, мешики могли лишь наниматься к враждующим тольтекским вождям. Постепенно они смогли так повлиять на баланс сил в регионе, что получили право на браки с представителями царствующих семей. Став наиболее могущественным племенем из семи изначальных ацтекских племен, мешики инкорпорировали былых соперников и вместе с ними завоевали империю. Впоследствии они дали свое имя мексиканскому народу, а их город Теночтитлан превратился в современный Мехико-сити.

Историки продолжают применять термин «ацтеки» к археологической культуре, доминировавшей в окрестностях Мехико, однако следует понимать, что этнически люди этой культуры имели между собой весьма заметные различия. Теночтитлан был разделен на четыре района. Каждый район состоял из пяти кварталов, образованных землевладельческими родами и носивших название «кальпулли». Это ацтекское слово буквально означает «группа домов». По большей части кальпулли были населены крестьянами, возделывавшими зерновые и бобы на природных террасах-чинампах, а также ремесленниками. Через столицу проходили шесть главных каналов и множество более мелких, которые позволяли доби-раться в любое место города на лодках, что было очень удобно при доставке грузов на остров. ученые считают, что население Теночтитлана в 1500 г. составляло от 200 000 до 250 000 человек, что в четыре раза больше, чем в Лондоне того времени. Испанцы, впервые вошедшие в Теночтитлан с Кортесом, дивились широким мостовым и каналам, а также храмам бесчисленных божеств и столь же поражающим воображение особнякам знати и жрецов, которые жили близко к императору и со стояли при его дворе.

Служившие у Кортеса ветераны Итальянских войн сравнивали этот город с Венецией, но не меньше остальных удивлялись тому, что такая столица находится на противоположной стороне света. В городе имелся центральный рынок, на котором тысячи людей продавали все что угодно, от золота, серебра, самоцветов, раковин и перьев до необработанного камня, кирпича-сырца и древесины. Каждая улица была отведена одному из сообществ — от гончаров до красильщиков, и за соблюдением строгих правил обмена следили особые судьи. Торговали всем, что шло в пищу, — собаками, кроликами, оленями, индейками, перепелами, всевозможными фруктами и овощами. К городу вели три главные мощеные дороги, заканчивавшиеся подъемными мостами. В случае опасности мосты поднимали, и город оказывался полностью изолированным и готовым к обороне. Вода подавалась в город посредством системы акведуков, главный из которых шел от источника на горе Чапультепек, находившейся на мысе к западу от города. Хотя в каждом из четырех районов города были свои храмы, посвященные главным богам ацтеков, все затмевал Великий Храм, рукотворная гора, построенная в центральном районе и увенчанная двумя храмами, посвященными тольтекскому богу бури Тлалоку и чичимекскому богу войны Уицилопочтли. Его окружал город внутри города, площадью приблизительно 1200 кв. м., где находились храмы, общественные здания, дворцы и площади. Этот внутренний город был обнесен защитным сооружением — коатепантли, или змеиной стеной, названной так из-за своих украшений в виде высеченных из камня змеиных голов. Официально Теночтитлан был основан в 1325 году, но ему понадобилось более столетия, чтобы вырасти и стать столицей империи.

В период между 1372 и 1428 г. мешикские верховные вожди, которых называли уэй тлатокуэ, или «великие говорящие», Акамапичтли и его преемники Уицилиуитль и Чимальпопока подчинялись деспотичному Тесосомоку — правителю государства тепанеков Аскапоцалько. Они принимали участие в его завоеваниях и преуспели в расширении границ своих владений на юг и восток от озера. В 1427 г. Тесосомок умер, к власти пришел его сын Маштла, который приказал убить Чимальпопоку. Вместо убитого Чимальпопоки мешики быстро избрали своим тлатоани (великим вождем) его дядю, военачальника Ицкоатля. Ицкоатль заключил союз с Несауалькойотлем, изгнанным наследником трона Тешкоко, царства акольхуа на восточном берегу озера. Совместно они пошли войной на Аскапоцалько. Осада длилась не одну сотню дней и закончилась только тогда, когда Маштла отрекся от трона и отправился в изгнание. Ицкоатль и Несауалькойотль наградили тепанекских властителей Тлакопана, которые помогли им свергнуть тирана. Из тройного союза Теночтитлана, Тешкоко и Тлакопана образовалась новая ацтекская империя. В 1440 г. Ицкоатль умер. Ему наследовал его племянник Монтесума Ильуика-мина. Монтесума I, как его стали называть впоследствии, определил направление ацтекской экспансии до конца 15 века.

К западу от Мехико простирались владения тарасков, которые контролировали оживленную торговлю предметами роскоши, доставлявшимися из Южной Америки морским путем вдоль тихоокеанского побережья на полуостров Байя. К югу и востоку находились богатые союзы сапотеков, миштеков и восточных науа, причем науа приходились ацтекам родней и одновре-менно соперниками в борьбе за власть над Южной Мексикой. Верховный жрец Тлаказлель посоветовал Монтесуме сначала основать базу для действий на периферии этих могущественных государств. Затем Монтесума предпринял походы на территорию нынешних мексиканских штатов Морелос и Герреро, откуда его имперские армии могли совершать нападения, длившиеся месяцами, а иногда и годами. Вскоре после восшествия на престол Монтесума потребовал, чтобы все города-государства Долины Мехико доказали свою лояльность к Теночтитлану, поставляя строительные материалы и рабочих для возведения Великого Храма, посвященного древнему тольтекскому богу бури Тлалоку и чичимекскому герою Уицилопочтли. Город-государство Чалько, полагаясь на союз с миштеками и восточными науа, отказался выполнять требования ацтеков и был ими покорен в 1453 г. После этого ацтеки, избегая прямых столкновений с восточными науа Тлашкалы, выступили против уаштеков и тотонаков, живших на атлантическом побережье.

Используя множество уловок, имперская армия вскоре покорила почти весь северный Веракрус, что дало империи богатую добычу - редкие раковины, хлопок, какао, золото и бесценные перья тропических птиц. Встревоженные этим рискованным обходным маневром, восточные науа приготовились к прямому нападению на Тлашкалу, Уэшоцинко или даже центр паломничества тольтекского бога-человека Кецалькоатля в Чолуле, но ацтеки выжидали. В 1458 г. ацтекская армия совершила еще один «марш-бросок», пройдя 5000 миль (около 800 км) на юг от Долины Мехико и осадила миштекское царство Коиштлауака, располагавшееся на территории нынешнего штата Оахака. По имеющимся сведениям, военная экспедиция была организована Монтесумой Ильуикаминой ради мести за убийство 160 торговцев, совершенное Атоналем, владыкой Коиштлауаки. Сама численность сил вторжения, достигавшая 300 000 человек, ясно свидетельствовала о том, что это не просто карательная экспедиция. Атональ запросил поддержки у других миштекских государств, таких как Тепосколула, Тилатонго и Тлашиако, а также у городов-государств восточных науа Чолулы, Узшоцинко и Тлашкалы, являвшихся его союзниками. Однако эта помощь запоздала, и ацтеки еще до ее прибытия разгромили Коиштлауаку.

Атональ был удавлен, многие его воины взяты в плен и позднее принесены в жертву в Великом Храме Теночтитлана. Десятки городов-государств и царств Пуэбло и Оахаки были потрясены поражением. Это был конец эпохи небывалой независимости и процветания Мезоамерики. В 1468 г. Монтесуму сменил на троне его сын Ашайакатль. Еще в бытность свою наследником он проявил себя как способный военачальник, возглавив поход против сапотеков Теуантепека. Теперь он собирался продолжить завоевания своего блистательного отца, полностью окружить Тлашкалу и распространить свою власть на уаштеков и миштеков. Согласно легенде, Ашайакатль и его дядя Тлакаэлель приказали воздвигнуть в центральной части Теночтитлана новый монумент в честь завоеваний империи - огромный круглый камень с высеченным на нем образом солнца. По традиции, они приняли помощь в его возведении в виде материалов и рабочих от Несауалькойотля, владыки Тешкоко, Тотокуиуацтли, владыки Такубы, и от правителей других ацтекских городов-государств: «Когда этот камень был установлен на место, все присутствовавшие при этом люди, облеченные властью, обсудили, как они будут праздновать освящение Солнечного Камня и куда должны быть приведены для жертвоприношения пленники. Ашайакатль и Тлакаэлель потребовали от своих гостей остаться в Теночтитлане еще на один день, чтобы они могли предложить им объявить вой-ну против Мичоакана».

Мичоакан, что означает «Место рыб», был центром империи тарасков с милли-онным населением, которой управлял наследственный правитель. Столица находилась в Цинцунцане на озере Пацкуаро. Хотя Ашайакатль собрал армию более чем в 20 000 человек, ему противостояла вдвое превосходящая по численности армия тарасков. Это встревожило, но не остановило Ашайакатля, и он приказал своим войскам атаковать. Битва продолжалась день и ночь. На следующее утро, когда его ударные войска потеряли лучших бойцов убитыми или тяжелоранеными, Ашайа-катль принужден был с боем отступить и едва сумел вернуться в Теночтитлан с едва ли пятой частью своей армии. Солнечный Камень не получил обещанных подношений в виде сердец и крови, и поражение потрясло всю империю. Многие города-государства поспешили воспользоваться ситуацией и подняли мятежи.

В 1481 г. Ашайакатль умер. Ему наследовал Тисок, который правил недолго и бесславно. Многие полагают, что он был убит собственными придворными. В 1486 г. трон перешел к младшему брату Тисока Ауицотлю, который показал себя как выдающийся военачальник. Ауицотль реорганизовал армию и вскоре вернул большую часть территорий, утраченных предыдущими правителями. Затем он начал серию беспрецедентных по дальности военных походов. Обойдя тарасков, он преуспел в завоевании приморских районов Герреро, что дало ему свободный выход к стратегическим торговым путям вдоль тихоокеанского побережья через Акапуль-ко. В 1497 г. он отвоевал значительную часть Оахаки, пройдя через Теуантепек в Чьяпас и продвинувшись на восток до нынешней гватемальской границы Опасаясь за слишком отдалившиеся источники снабжения, онпопытался вернуться, но обнаружил, что сапотеки его предали. И только когда Ауицотль согласился на неслыханный брак одной из своих дочерей и сапотекского правителя Кокихозсы, а также уступил власть над только что завоеванной провинцией Соконуско, был заключен мир. И все же именно в правление Ауицотля империя достигла своего расцвета, ее власть распространялась на 25 миллионов человек, живущих на Мексиканском нагорье.

В период правления Монтесумы Второго, пришедшего к власти около 1503 г., ацтекская империя достигла вершины своего могущества. Толковый военачальник, Монтесума подавил мятежи в провинциях и завоевал новые земли. Только две части страны еще сохраняли способность сопротивляться ацтекам: могущественная империя тарасков на западе, на территории современных штатов Халиско и Мичоакан, и небольшое воинственное государство Тлашкала на востоке. Ацтеки склонялись к тому, чтобы оставить тарасков в покое, поскольку их империя была достаточно могущественна, чтобы борьба с ней закончилась ничем и нанесла серьезный ущерб. Однако с Тлашкалой и ее союзниками продолжалось нечто вроде «холодной войны», часто переходящей в открытые столкновения.

Захваченных в плен врагов приносили в жертву богам ацтеков. Та же судьба ожидала ацтекских воинов, плененных врагами. В любом случае жертвы считались любимцами богов и, по поверью, попадали прямо в рай. После одного из поражений Монтесуме сообщили о принесении в жертву пленных ацтеков в городе победителей Уэшоцинко. «Ради такой судьбы мы и рождаемся, - сказал он, - для этого мы идем на битву, ведь такая смерть - счастье. Такую смерть славили наши предки».

 
Сервер восточноевропейской археологии - 2017.
Все права защищены.
Rambler's Top100 Service Яндекс.Метрика