Сервер восточноевропейской археологии

 Археология
Info обновлено: 10.09.2014 Сделать стартовой страницей

Если бы затонувшие корабли умели говорить …

23.07.2014

Сразу два торговых корабля на глубине 12 метров раскопали украинские археологи-подводники на дне Черного моря у села Новый Свет. Достоверно известно, что одно из судов - итальянское - затонуло в 1277 году. Однако по сей день на нем прекрасно сохранились керамические тарелки, чаши, пиалы, кувшины. Рядом - византийское торговое судно X века. Оно перевозило амфоры с вином, маслом, водой, жидкими и сыпучими веществами.

Восемь веков посуда пролежала на морском дне, а кажется, изготовлена была вчера. Чудеса, да и только! Оказывается, целы только те сосуды, которые лежали на нижней части судна. Почему? Потому нижние части заиленные (засыпаны песком). Именно песок на многие века создал для сосудов своеобразную нишу, которая сохранила антиквариат невредимым. На сосудах четко сохранились рисунки и орнаменты. Подводные археологи предполагают, что посуда была приобретена в Бейруте, Италии, Ливане, Турции, т.е. в странах Средиземноморского побережья. Какой еще товар перевозили на корабле? Остается тайной.

- Неужели на протяжении десяти веков никто не исследовал морского дна? Почему груз с кораблей поднимают только сейчас?

- Итальянское судно сгорело в шести километрах от Судака, - говорит Сергей Моисеевич. - На побережье, у которого оно затонуло, в 13 веке поселений не было. Поэтому никому в голову не приходило искать что-то разрушенном корабле.

- Судакская бухта, - рассказывает Сергей Моисеевич, - интересная для исследователей Средневековья тем, что здесь пролегал Великий шелковый путь, соединявший страны Запада и Востока. Затонувшие корабли имеют огромную историческую ценность. Они рассказывают о перевозимый груз на судах, о том, какие страны торговали между собой, и какова в этом роль принадлежит черноморским портам.

Как археологи обнаруживают место, где затонул корабль?

Сначала исследователи изучают исторические документы. Затем место морского дна, где примерно корабль потерпел крушение, осматривают аквалангисты или дно фотографируют техническими средствами (локаторами бокового обзора). Сергей Моисеевич говорит, что исследователям приходилось работать на судне, лежало даже на пятидесятиметровой глубине.

Лучше всего сохраняются железные корабли 17-18 веков, которые затонули на большой глубине, а также нижние слои деревянных судов эпохи античности и Средневековья. Сами корабли остаются в царстве морском. Для экспедиции ценны только вещи (груз, товар), которые перевозили на корабле. Древнейшую находку археологи-подводники обнаружили под Херсонесом. Там они нашли античные амфоры 3-4 веков ... до нашей эры.

Нескольких лет мало, чтобы раскрыть тайны затонувшего судна. Один корабль исследователям приходится раскапывать добрый десяток лет.

 
Сервер восточноевропейской археологии - 2021.
Все права защищены.
Rambler's Top100 Service Яндекс.Метрика